ПАЛЛАДИА́НСТВО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАЛЛАДИА́НСТВО (англ. palladianism), направление в архитектуре классицизма 17 – 1-й трети 19 вв., также в неоклассицизме 1-й пол. 20 в., развивавшее принципы творчества А. Палладио. В широком распространении идей Палладио большую роль сыграл его трактат «Четыре книги об архитектуре» (1570), а также труды его последователей, публиковавших проекты и рисунки Палладио, и их собств. работы. В творчестве Палладио его последователи ценили прежде всего ясность, компактность и завершённость планировки, строгую упорядоченность, сдержанность, отказ от избыточной декорации, редуцированной до элементов классич. архит. ордеров, разнообразие решений фасадов с фронтонным портиком, похожим на портик античного храма, с открытой поверхностью стены, обнажёнными углами, оконными проёмами без обрамлений, а также органич. связь архитектуры с окружающей средой. В постройках П. воспроизводились и др. композиционные схемы Палладио: 3-частная композиция из гл. корпуса и крыльев, соединённых галереями, купол на гл. оси фасада позади фронтонного портика и др.
В Италии первым последователем Палладио был венецианский арх. В. Скамоцци, который после смерти мастера заканчивал строительство нескольких его зданий. Перестраивая здание Новых Прокураций на пл. Сан-Марко в Венеции, он использовал нереализованный проект Палладио для Дворца Дожей; Вилла Рокко-Пизана близ Лониго (1576–78) – вариация на тему Виллы Ротонда Палладио. После смерти Скамоцци палладианская традиция в Венето (Венеция) прервалась. В 18 в. важнейшим центром изучения наследия Палладио стала Виченца, где издавались трактаты о его творчестве (Ф. Муттони, О. Б. Скамоцци), строились здания в русле его идей: виллы Корделлина-Ломбарди в Монтеккьо-Маджоре (1735–42, арх. Муттони), Капра в Сарчедо (1764), фасад ц. Оньисанти в Ронкаде (1768, оба – арх. Скамоцци) и др.
Решающая роль в становлении П. принадлежит Великобритании, где с наследия А. Палладио началось знакомство с классич. традицией европ. зодчества, хотя до нач. 18 в. влияние его идей было эпизодическим. Популяризатор классич. архит. теории, англ. посол в Венеции (нач. 17 в.) Г. Уоттон покровительствовал арх. И. Джонсу (оба коллекционировали рисунки Палладио), реализовавшему идеи Палладио в фасаде «Банкетного зала» в Лондоне (1619–22) и здании Куинс-хауса в Гринвиче (1616–35); Джонс стал первым последователем Палладио в Великобритании. Строгое П. сформировалось в англ. архитектуре ок. 1715; оно резко противопоставило себя господствовавшему в то время барокко. П. прежде всего проявилось в строительстве загородных дворцов и вилл аристократов, в т. ч. в столице и пригородах. Для Р. Бойла (лорда Берлингтона), знатока архитектуры, высоко ценившего наследие Палладио, работали архитекторы К. Кэмпбелл, У. Кент, Г. Флиткрофт; для Г. Герберта (графа Пемброка) работал Р. Моррис. Среди др. представителей П.: А. Уэйр, Дж. Варди, Р. Тейлор, провинциальные архитекторы Дж. Вуд Старший (работал в Бате), Дж. Пейн (в Йоркшире). В 1715–20 труд Палладио опубликован в англ. переводе итал. арх. Дж. Леони; в 1738 более точный перевод издал А. Эйр. У Палладио заимствовались не только отд. мотивы, но и целые фасадные схемы, планировки: напр., Мируэрт-Касл (Кент; проект 1723) – точная копия Виллы Ротонда. В англ. архитектуре до кон. 18 в. по-прежнему преобладали палладианские мотивы, дополненные, однако, более свободным декором интерьера (Р. Адам) и мотивами не-палладианской архитектуры Возрождения и барокко (Дж. Уайатт).
В континентальной Европе наиболее ранние примеры П. обнаруживаются в Голландии (Маурицхёйс в Гааге, 1633–1635, арх. Я. ван Кампен), Швеции (т. н. Рыцарский дом в Стокгольме, 1641–74, архитекторы С. и Ж. де ла Валле, Ю. Вингбонс; проекты вилл Н. Тессина Старшего). Классицизм 18 в. во многих европ. странах сформировался под влиянием англ. П. Даже архитекторы, далёкие от П., иногда строили в «английском вкусе»: напр. здание Оперного театра в Берлине (1740–43, арх. Г. В. фон Кнобельсдорф, перестроено), Малый Трианон в Версале (1762–64, арх. Ж. А. Габриель). Англ. П. оказало решающее влияние на архитектуру Ирландии и брит. колоний. В Ирландии крупнейшие представители П. – Э. Л. Пирс, автор дворцов Каслтаун (1722) и Белламонт (между 1725 и 1730), Р. Касселс, построивший загородный дворец Рассборо-хаус (1742–55), Картон-хаус (1739) и Ленстер-хаус в Дублине (1745). В брит. колониях в Сев. Америке П. стало важнейшей составляющей местного колониального стиля. К этой линии относится и творчество крупнейшего архитектора США Т. Джефферсона. В 18 – 1-й трети 19 вв. П. распространилось в др. странах Европы – напр. в Польше (дворцы и шляхетские усадьбы, построенные С. Завадзским, Я. Кубицким) и Дании (К. Ф. Хансен).
В России архитектура зрелого классицизма определена влиянием Дж. Кваренги и Ч. Камерона, которые, хотя и не были последоват. палладианцами и часто обращались напрямую к античному наследию, принесли в Россию англ. и итал. традиции П. Так, благодаря Кваренги тип загородного дворца с 3-частной композицией и купольным залом на центр. оси получил в России широкое распространение. Дворец в Павловске (1782–86) – самая масштабная постройка Камерона – до перестройки его В. Бренной представлял собой хрестоматийную палладианскую виллу. Его же Софийский собор в Царском Селе (1782–88) имеет сходство с центрич. купольными виллами А. Палладио, В. Скамоцци и лорда Берлингтона. Самым последоват. представителем П. в России был Н. А. Львов; он издал в своём переводе (1798) 1-й том труда Палладио; влияние итал. мастера прослеживается во многих его усадебных и культовых проектах. И. Е. Старов возвёл в русле П. Таврический дворец в С.-Петербурге (1783–89), недостроенный дворец Екатерины II в Пелле (1785–1796, сохр. фрагментарно). Расцвет рус. П. совпал с расцветом рус. усадеб: в течение всей 1-й трети 19 в. их строили в традициях Кваренги и Львова, поэтому палладианский фасад стал почти обязательным признаком дворянского загородного дома и символом усадебной культуры.
П. в рос. архитектуре 20 в. связано с именем И. В. Жолтовского, сыгравшего ключевую роль при повороте отеч. архитектуры от авангарда к неоклассицизму. Он издал свой полный перевод «Четырёх книг об архитектуре» (1936), цитировал Палладио во многих своих постройках (жилой дом на Моховой улице, 1932–34, и др.). В Сочи благодаря влиянию Жолтовского (возвёл там адм. здание, 1936, ныне Худож. музей) санатории сер. 20 в. приобрели узнаваемый облик палладианского дворца (самый ранний и масштабный пример – санаторий им. С. Орджоникидзе, 1935–37, арх. И. С. Кузнецов), хотя архитектура сов. неоклассицизма не является палладианской по сути.