ЛЬВОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЬВОВ Николай Александрович [5(16).5.1753, имение Никольское-Черенчицы Новоторжского у. Тверской губ. – 22.12.1803(3.1.1804), Москва; похоронен в Никольском-Черенчицах], рос. архитектор, литератор, инженер, естествоиспытатель, тайн. сов., чл. Рос. академии (1783). Дворянин. Получил домашнее образование; затем проходил воен. службу в Преображенском полку в С.-Петербурге. В 1773 перешёл на гражд. службу – в Коллегию иностр. дел, в 1782 – в Почтовый деп-т. В 1773–77 совершил неск. поездок по Зап. Европе, знакомясь с памятниками иск-ва и архитектуры; в 1781 посетил Италию.
Л. не получил специального архит. образования, но его архит. наследие значительно и разнообразно: он проектировал и строил в С.-Петербурге и его пригородах, Москве, Могилёве, Валдае, Торжке, в подмосковных, тверских, малороссийских усадьбах. Один из ведущих мастеров зрелого рус. классицизма, Л. проявил смелость и своеобразие творч. почерка в интерпретации классич. форм. Так, в первой самостоятельной постройке – соборе Св. Иосифа в Могилёве (1780–98; не сохр.) он одним из первых в храмовой архитектуре рус. классицизма применил чистый дорический ордер и систему двойного купола. В дальнейшем проектировал много культовых сооружений с разнообразной композицией объёмов; самое крупное среди них – собор Борисоглебского мон. в Торжке (1785–96). Наиболее монументальным и традиционным по решению был неосуществлённый проект Казанского собора в С.-Петербурге (1787–91). Усадебные храмы Л. менее масштабны и строги: Троицкая церковь-ротонда и пирамидальная колокольня («Кулич и Пасха»; 1785–87) в с. Александровское под С.-Петербургом (ныне в черте города), Екатерининская ц. (1786–89) в усадьбе Мурино под С.-Петербургом – изящная классицистич. вариация ярусного храма «иже под колоколы». Тема купольной ротонды неоднократно варьировалась Л. в храмовом зодчестве; наиболее совершенными примерами являются ц. Св. Екатерины в Валдае (1786–1793) и Воскресенская ц. в усадьбе Никольское-Черенчицы (1789–1806), ставшая усыпальницей Л. и его рода.
Л. был одним из наиболее последовательных рос. приверженцев палладианства (перевёл и издал в 1798 1-ю книгу трактата А. Палладио об архитектуре с собств. комментариями). Интерпретация Л. «палладианских» мотивов ярче всего проявилась в архитектуре усадебных ансамблей и жилых особняков (в б. ч. сохранились только в чертежах). Их общими чертами были компактный центричный объём, увенчанный куполом, полукруглые («термальные») окна, привычные ордерные детали. Л. умело сочетал художественное и практическое, учитывая особенности рус. климата и уклада жизни. Универсальность Л.-архитектора наиболее полно раскрылась при создании усадеб: Знаменское-Раёк (1787–1790-е гг.) и Никольское-Черенчицы (1780–90-е гг.) близ Торжка, Вороново и Введенское под Москвой (1790-е гг.). Л. также занимался в них устройством пейзажных парков; как инженер создавал системы практичных печей, сушилок, хитроумных погребов и гидротехнич. сооружений.
В проектах обществ. сооружений для С.-Петербурга Л. также предстаёт как строгий классицист. Здание Почтамта (1782–89) занимает целый гор. квартал, его протяжённые фасады несут лаконичный классич. декор. Рациональная внутр. планировка отвечала потребностям учреждения, выполнявшего многочисл. функции центра связи государства. В 1780–1787 Л. создал торжеств. гранитный портик Невских ворот Петропавловской крепости. Неосуществлённым остался самый крупный гос. проект – здание Кабинета Е. И. В., для которого отводилось место в центре города (в начале Невского просп.). Для Москвы в 1797 Л. проектировал перестройку старого Кремлёвского дворца, осуществлённую частично.
В 1797 имп. Павел I назначил Л. «директором угольных приисков и разработки оных в империи». Л. занялся поисками месторождений угля, науч. экспериментами по добыче из него серы, произ-ву «каменного» картона. В эти же годы он предпринял попытку внедрения в России новой технологии землебитного строительства; в этой технологии в Гатчине выстроен по его проекту Приоратский дворец (1797–99).
Л. также работал как художник-график; среди его произведений – иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия (199 рисунков тушью, ГРМ) и произведениям Г. Р. Державина (тушь, до 1775; ИРЛИ РАН, С.-Петербург), «Вид Выборгского замка» (гравюра лависом, 1783).
Первые литературные опыты Л. относятся к нач. 1770-х гг. В кон. 1770-х гг. Л. оказался в центре кружка стихотворцев, искавших новые пути в поэзии (Г. Р. Державин, В. В. Капнист, И. И. Хемницер). Приверженность классич. традициям сочеталась здесь с интересом к новейшим веяниям предромантизма и к рус. фольклору.
Для поэзии Л. характерны камерность и доверительность, соединение в одном ряду высокой, низкой и диалектной лексики. Первая значит. публикация Л. – «Идиллия. Вечер 1780 года ноября 8» в духе «лёгкой поэзии» (1783). Многие стихотворения Л., в т. ч. эксперим. «русские» оды («Новый XIX век в России», «Народное воскликновение на вступление нового века», созд. в 1800-е гг.) и песни, при жизни автора не публиковались. Новаторскими в жанровом отношении являются и поэмы Л., отличающиеся тесным переплетением народно-поэтич. и сентиментальных мотивов и образов, разнообразием стихотв. форм: «Зима» (1791), «Добрыня, богатырская песнь» (1796, изд. в 1804), «Ботаническое путешествие на Дудорову гору 1792, мая 8» (изд. в 1805). Увлечение рус. фольклором отразилось и в либретто комической оперы «Ямщики на подставе» с характерным подзаголовком «игрище невзначай» (композитор Е. И. Фомин; изд. в 1787). Тексты трёх др. комич. опер Л. («Сильф, или Мечта молодой женщины», 1778, «Милет и Милета», «Парисов суд», обе – 1796) были изданы лишь в 1994. В 1790 Л. совм. с композитором И. Прачем издал в собств. худож. оформлении в 2 т. «Собрание народных песен с их голосами…» (гармонизация Прача; Л. – автор вступ. ст. «О русском народном пении»), в котором впервые в рус. фольклористике нар. песни систематизированы по жанрам.
Важнейшим из переводч. трудов Л. стало издание сб. «Стихотворения Анакреонта Тийского» (1794) с греч. текстом (подготовлен иеромонахом Евгением Булгарисом) и параллельными стихотв. переводами, комментариями и предисловием Л., давшее импульс развитию рус. анакреонтической поэзии.
Поч. вольный общник петерб. АХ (1786), чл. Вольного экономич. об-ва (1798).