ХЕМНИ́ЦЕР ИВАН ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХЕМНИ́ЦЕР Иван Иванович [5(16).1.1745, Енотаевская крепость в Астраханской губ., ныне г. Енотаевск – 20(31).3.1784, близ Смирны, Турция], рус. поэт, баснописец, дипломат; чл. Рос. академии (1784). Сын выходца из Саксонии, воен. лекаря на рус. службе. В 1755 семья переехала в С.-Петербург, где Х. начал учёбу при врачебном уч-ще. В 1757 поступил солдатом в Нотебургский пех. полк, участвовал в Семилетней войне 1756–1763; получив чин поручика (1766), состоял при главнокоманд. А. М. Голицыне. С 1770 до нач. 1781 служил в Берг-коллегии: с 1774 чл. учёного собрания при Горном кадетском корпусе. С сер. 1782 рос. генеральный консул в Смирне; как дипломат активно защищал рос. интересы.
Лит. деятельность Х. связана с кружком Н. А. Львова и Г. Р. Державина. Дебютировал в печати в 1770 как одописец (две оды на победы над турками); позднее публиковал только басни. Два прижизненных сб-ка «Басни и сказки» вышли анонимно в одной (1779) и двух (1782) частях. В 1799 сб-к был выпущен под именем Х. и в 3 частях (третью составили не опубликованные ранее басни, частично переделанные В. В. Капнистом) и в этом виде многократно переиздавался. По сюжету большинство басен Х. (всего их св. 100) оригинальны. В отличие от сатирич. притч А.П. Сумарокова, они написаны «средним» стилем, без грубого комизма и сатирич. негодования. Обычно в них отсутствует и поучительный вывод: они строятся как сценки и диалоги, которые автор может не комментировать, предоставляя читателям делать вывод самостоятельно (причём иногда он неочевиден, что придаёт басням смысловую ёмкость). Х. осуждает деспотизм и лицемерие властителей, социальное неравенство, раздоры и войны и т. п., но не делает из этого политич. выводов: признавая порочность обществ. устройства, он сознаёт и невозможность решительно его изменить («Добрый царь»). Религ. идеи Х. также отличаются умеренностью: порицая нар. суеверие и корыстолюбивых «жрецов» («Народ и идолы»), он не принимает атеизма («Муха и паук») и высмеивает отвлечённое философствование («Метафизический ученик»). Неравнодушный к социальной проблематике, Х. озабочен в осн. душевными пороками, по отношению к которым порочность общества – только следствие; это – гордость, зависть, недружелюбие, своеволие, жадность, лень и т. п. К числу его положит. идеалов принадлежат личная честность, доброта, скромность и трудолюбие. Моральная проблематика басен Х. оказалась близка представителям сентиментализма, а позднее сделала их востребованными в педагогич. практике. В 19 в. они успешно конкурировали с баснями И. А. Крылова, на которого Х. оказал определённое влияние.