КРЫЛО́В ИВАН АНДРЕЕВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЫЛО́В Иван Андреевич [2(13).2.1769, по др. данным, 1766 или 1768, Москва? – 9(21).11.1844, С.-Петербург], рус. писатель, журналист, член Рос. академии (1811), акад. Петерб. АН (1841). Сын армейского офицера, выслужившего потомственное дворянство. В 1778, не получив регулярного образования, поступил на службу в Тверской магистрат. В 1782 приехал в С.-Петербург, служил канцеляристом в Казённой палате (1783–87) и Горной экспедиции (1787–88). Дебютировал как драматург. Первое известное сочинение К. – комическая опера «Кофейница» (1783; опубл. в 1869), высмеивающая суеверия (гадания на кофейной гуще) и грубые нравы провинц. помещиков. Трагедия «Филомела», комич. опера «Бешеная семья» (обе 1786), прозаич. комедии о нравах в лит. среде «Сочинитель в прихожей» (1786) и «Проказники» (кон. 1787 или нач. 1788) опубликованы в издании «Российский Феатр…» (1793–94), однако не были поставлены на сцене.
С января по авг. 1789 К. издавал сатирич. ж. «Почта духов, или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами», иногда рассматриваемый как цельный сатирич. нравоописат. роман (все 48 писем, 23 из которых – переводы из романов Ж. Б. де Буайе, маркиза Аржанса, объединены несколькими сквозными сюжетными линиями). Не чуждаясь злободневных политич. намёков и сатиры на «лица», К. в «Почте духов...» вывел представителей разных социальных групп и профессий, сделав гл. объектом своей сатиры неразумное и неправедное устройство совр. общества.
В кон. 1791 К. с И. А. Дмитревским, П. А. Плавильщиковым и А. И. Клушиным основали типографскую компанию на паях «Крылов с товарищи», вскоре занявшуюся выпуском журналов «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793). В них печатались стихотворения, сатирич. «похвальные речи», статьи и повести К. [наиболее значительна «восточная повесть» «Каиб» (1792), в которой пародируются лит. штампы классицизма и сентиментализма, а также ставятся под сомнение идеалы Просвещения]. Вскоре из-за осложнившейся политич. ситуации и материальных затруднений К. оставил издательскую деятельность. В 1794–95 жил в Москве, в 1797–1801 – в имениях кн. С. Ф. Голицына (с. Зубриловка Саратовской губ., с. Казацкое на Украине) на положении секретаря и учителя его детей; написал для «домашней» сцены «шуто-трагедию» «Подщипа, или Трумф» (1800), в которой высмеяны одновременно идеология петровской государственности и патриархальные нравы рус. старины (пьеса распространялась в списках; впервые опубл. в Берлине в 1859, в России – в 1871). Одноактная комедия «Пирог» (1800 или 1801, опубл. в 1869) стала первой пьесой К., которая была поставлена на проф. сцене (С.-Петербург, 1802; Москва, 1804). Большой успех К. принесла сказочная комич. опера «Илья-богатырь» (пост. 1806, муз. К. А. Кавоса; опубл. в 1807), а также прозаич. комедии «Модная лавка» (пост. 1806, опубл. в 1807) и «Урок дочкам» (пост. и опубл. в 1807), высмеивавшие галломанию, идеализм и практич. беспомощность рус. дворян, над которыми торжествуют слуги со своим «плебейским» здравым смыслом. В 1806 К. окончательно поселился в С.-Петербурге, сблизился с А. Н. Олениным; состоял на службе в Монетном дворе (1808–10), а с янв. 1812 – в Публичной б-ке. С 1841 в отставке.
Славу К. принесли его басни. Первые опыты К. в этом жанре относятся к 1788 (не вошли ни в один из прижизненных сб-ков), но всерьёз к басням он обратился только в 1805, соревнуясь с И. И. Дмитриевым. В 1808 в ж. «Драматический вестник» опубликована большая подборка басен К., а в 1809 вышло первое отд. издание. С этого времени К. писал исключительно басни. Последующие издания, пополняемые новыми баснями, выходили в 1811, 1815, 1816, 1819, 1825 и 1830. Итоговое, ставшее каноническим, собрание в 9 книгах (197 басен) К. выпустил в 1843 (в совр. изданиях 7-я кн. дополнена одной не прошедшей цензуру басней – «Пёстрые овцы»).
Басни К. – итог и вершина развития этого жанра в рус. лит-ре. «Низкий», простонародный слог, прежде служивший средством достижения комич. эффекта (напр., у А. П. Сумарокова), у К. стал естеств. формой выражения «народной мудрости», с которой, как правило, солидаризируется и сам автор. Как и в баснях И. И. Дмитриева, у К. всегда ощутимо присутствие рассказчика, ироничного и уклончивого, избегающего прямолинейной дидактики; однако это уже не просто умный скептик, а именно рус. человек с присущими ему «весёлым лукавством ума, насмешливостью и живописным способом выражаться» (А. С. Пушкин. «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен Крылова», 1824). Книжная мораль, высокие идеалы разума, связанные с традицией Просвещения, не выдерживают у К. столкновения с повседневной реальностью и посрамляются элементарной житейской мудростью, основанной на печальном опыте мн. поколений. Характерная особенность басен К. – наличие второго смыслового плана, ставящего под сомнение прямо высказанное нравоучение; доминирование поэтич. начала над дидактическим обусловило широкую популярность басен К., сделав их достоянием как детской, так и «взрослой» литературы.
В 1838 состоялось торжественное чествование К.; в приветственном стих. П. А. Вяземского («Песнь в день юбилея И. А. Крылова») впервые прозвучало словосочетание «дедушка Крылов». В 1855 в Летнем саду был воздвигнут памятник К. (скульптор П. К. Клодт) – первый в С.-Петербурге памятник писателю.