КОМИ́ЧЕСКАЯ О́ПЕРА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОМИ́ЧЕСКАЯ О́ПЕРА, опера комедийного содержания. Как музыкально-театральный жанр К. о. моложе серьёзной оперы (см. Опера-сериа, Музыкальная трагедия). В эпоху барокко комедийные элементы вводились в оперу в качестве побочной интриги в осн. действии либо в виде вставных интермедий между актами (со временем такие интермедии стали самостоятельными). Существовала в ряде нац.-историч. жанровых разновидностей. Из комедийных интермедий в Италии в 1730-х гг. родилась опера-буффа (Дж. Б. Перголези, Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза, Дж. Россини и мн. др.), в Испании в 1750-х гг. – тонадилья (Т. Л. Мисон, А. Герреро, П. Эстеве, Б. де Ласерна, М. дель П. В. Р. Гарсия). Для франц. театральной традиции была характерна «комедия с песенками» (comédie melée dʼariettes), впоследствии (в связи с пародированием спектаклей придворной оперы) названная опера-комик (opéra comique; букв. – смешная опера). Испытав влияние оперы-буффа, она в сер. 18 в. приобрела черты самостоят. жанра у Ж. Ж. Руссо, Ф. А. Филидора, П. А. Монсиньи, А. Э. М. Гретри, А. Буальдьё и др. В Англии ей соответствовала балладная опера (И. К. Пепуш), в Германии и Австрии – зингшпиль (И. К. Штандфус, И. А. Хиллер, Й. А. Бенда, К. Г. Нефе, И. Хольцбауэр, Й. Гайдн, И. Умлауф, К. Диттерсдорф, В. А. Моцарт, В. Мюллер и др.). В России К. о. развивалась с последней трети 18 в. под влиянием опера-комик, была связана с формированием нац. композиторской школы светского направления (Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин). Как правило, в К. о. избегались мифологич. и историко-легендарные сюжеты. Мелодика ближе бытовым и нар. истокам, чем в операх-сериа, несложные характеристики действующих лиц даны яснее и отчётливее (в опере-буффа они близки маскам), стиль арий значительно проще, ансамбли динамичнее, бытовая или местная обстановка обрисована конкретнее, иногда в колоритных подробностях. Для зингшпиля, франц. и рус. К. о. характерно наличие разговорных диалогов, для итал. оперы-буффа – речитативов.
Достижения К. о. были развиты и преобразованы B. А. Моцартом в его вершинных произведениях, которые уже не относятся полностью к исходным разновидностям жанра: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» (с чертами оперы-буффа), «Волшебная флейта» (сказочная феерия с чертами зингшпиля). Нем. зингшпиль вырос до нац. романтич. оперы в творчестве К. М. фон Вебера («Вольный стрелок»). Поздние образцы итал. К. о. – у Дж. Верди («Фальстаф»), Дж. Пуччини («Джанни Скикки»). Рус. К. о., смыкаясь в 1-й пол. 19 в. с жанром водевиля (А. А. Алябьев, А. Н. Верстовский) и пройдя этап романтизации (т. н. волшебно-комич. опера, образец – «Леста, Днепровская русалка» С. И. Давыдова), приобрела новые качества в искусстве классиков – М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова – и оказала влияние на творчество некоторых европ. композиторов (Б. Сметана и др.). В 20 в. в жанре К. о. работали М. Равель, Р. Штраус, П. Хиндемит, К. Орф, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Т. Н. Хренников и др. С К. о. сближаются оперетта, мюзикл, муз. кинокомедия и др. музыкально-драматич. жанры.