Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНТЕРМЕ́ДИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 442

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ИНТЕРМЕ́ДИЯ (франц. intermède, итал. intermezzo, от лат. intermedius – про­ме­жу­точ­ный, сре­дин­ный), 1) в те­ат­раль­ном ис­кус­ст­ве – ко­мич. или пас­то­раль­ная пье­са или сцен­ка, ис­пол­няв­шая­ся ме­ж­ду ак­та­ми опер­но­го или дра­ма­тич. спек­так­ля; то же, что ин­тер­мец­цо (во 2-м зна­че­нии). И. воз­ник­ли в ср.-век. те­ат­ре в пред­став­ле­ни­ях мис­те­рий и ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись в школь­ном те­ат­ре, ко­ме­дии дель ар­те и др. В Ис­па­нии И. под назв. «па­сос» по­лу­чи­ла раз­ви­тие как са­мо­сто­ят. жанр пуб­лич­но­го те­ат­ра (луч­шие об­раз­цы – в твор­че­ст­ве Л. де Ру­эды и осо­бен­но М. де Сер­ван­те­са). В опе­ре 17–18 вв. И. пе­ре­ме­жа­ли осн. дей­ст­вие. Со вре­ме­нем они ста­ли объ­е­ди­нять­ся об­щей сю­жет­ной ли­ни­ей и пре­вра­ти­лись в са­мо­сто­ят. жанр ко­ми­че­ской опе­ры; так, опе­ра-буф­фа «Слу­жан­ка-гос­по­жа» Дж. Б. Пер­го­ле­зи (1733) в ори­ги­на­ле пред­став­ля­ла со­бой встав­ные И. в его опе­ре-се­риа «Гор­дый плен­ник». И. сти­ли­зо­ва­на П. И. Чай­ков­ским в опе­ре «Пи­ко­вая да­ма» (ин­тер­ме­дия-пас­то­раль «Ис­крен­ность пас­туш­ки» в 3-й кар­ти­не). В 19–20 вв. дра­ма­тич. сцен­ки-ин­тер­ме­дии с пе­ни­ем и тан­ца­ми не­ред­ко име­ли зло­бо­днев­ный ха­рак­тер (И. к спек­так­лю «Прин­цес­са Ту­ран­дот» К. Гоц­ци в Моск. те­ат­ре им. Евг. Вах­тан­го­ва).

2) В му­зы­ке – свя­зую­щий эпи­зод ме­ж­ду про­ве­де­ния­ми те­мы в фу­ге, в кон­церт­ной фор­ме ба­рок­ко.

Лит.: Troy C. E. The comic intermezzo: a study in the history of eighteenth-century Italian ope­ra. Ann Arbor, 1979.

Вернуться к началу