КОМЕ́ДИЯ ДЕЛЬ А́РТЕ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОМЕ́ДИЯ ДЕЛЬ А́РТЕ (commedia dellʼarte) (комедия масок), жанр итал. театрального представления, основанный на сценич. импровизации с участием устойчивых персонажей (масок). В названии подчёркнут проф. характер деятельности трупп К. д. а. (итал. arte – профессия, ремесло). Родина К. д. а. – северо-восток Италии. Первый нотариальный акт, фиксирующий образование актёрской труппы, датируется 1545; первые упоминания о представлениях с участием масок восходят к 1550-м гг. Из нескольких трупп, возникших в последней трети 16 в., общеевропейскую популярность снискали «Джелози» (среди актёров – Ф. Андреини, создатель маски Капитана, и его жена Изабелла) и «Конфиденти» (актёр этой труппы Т. Мартинелли придал классич. форму маске Арлекина, созданной А. Назелли по прозвищу Дзан Ганасса). Маска в К. д. а. – это и элемент сценич. костюма (хотя с закрытым лицом выступали только буффонные персонажи), и фиксиров. амплуа актёра, с которым он переходил из пьесы в пьесу и из труппы в труппу. Маски отличались между собой костюмом, языком и сюжетной функцией. К числу постоянных относились маски стариков (отец или соперник героя, нередко говорившие на диалектах: венецианский у Панталоне, болонский с использованием латинизмов у Доктора), слуг или дзанни (сюжетная функция – та же, что у раба в паллиате или у слуги в учёной комедии; язык – бергамский диалект; обычно выступали в паре: ловкий, хитрый, ведущий интригу Бригелла или Скапино и тупой, грубый, неотёсанный, но вместе с тем весёлый и простодушный Арлекин или Труффальдино), служанки (маска эволюционировала от женского варианта Арлекина к образу изящной и остроумной субретки), Капитана (восходит к образу хвастливого воина, сюжетная функция – соперник героя; язык – испанский или ломаный итальянский); влюблённых героев. Юг Италии добавил к этому набору маски Ковьелло (вариант Бригеллы), Пульчинеллы (вариант Арлекина, прародитель франц. Полишинеля, англ. Панча и рус. Петрушки), Тартальи (вариант старика), Скарамуччи (вариант Капитана). Руководитель труппы исполнял функции администратора, режиссёра и драматурга. Актёры располагали т. н. сценарием, где был расписан порядок действия, но отсутствовал текст реплик, которые импровизировались. До нас дошло в рукописях или в публикациях ок. 700 сценариев (первый сценарий опубл. в 1602, первый сб. сценариев – в 1611). В номенклатуре масок отразилась сюжетная схема классич. комедии (любовная коллизия, препятствия со стороны стариков-отцов; интрига, которую ведут слуги), но в репертуаре К. д. а. были и героич., и трагикомич., и пасторальные пьесы.
К. д. а. сыграла определяющую роль в формировании проф. театра в Италии и за её пределами – особенно в Испании, где с 1572 обосновался Дзан Ганасса, и во Франции, где театр итал. комедии работал (с перерывами) с кон. 16 в. по кон. 18 в. На актёрскую технику Мольера, игравшего в парижском театре «Пти-Бурбон» в 1658–60, большое влияние оказал Т. Фьорилли, создатель маски Скарамуччи (во Франции – Скарамуш). Игравший в Париже с 1662 Д. Бьянколелли превратил Арлекина из туповатого увальня в остроумного и циничного шута, а его жена, дочь и внучка создали образ невесты Арлекина – Коломбины (1683). Именно во Франции утвердилась маска Пьеро и персонажи К. д. а. вошли в большую комедиографию (Ш. Дюфрени, Ж. Ф. Реньяр, П. Мариво). К. Гольдони боролся с К. д. а., но при этом использовал её маски; в творчестве К. Гоцци, его лит. противника, К. д. а. пережила последний взлёт. В Германии к опыту К. д. а. обращались романтики (Л. Тик, Э. Т.А. Гофман); в России (где труппы К. д. а. гастролировали с 1733) – символисты (А. А. Блок) и наследовавшие традиции Серебряного века театральные режиссёры (Н. Н. Евреинов, В.Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, Е. Б. Вахтангов).