Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЬЕРО́

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 74

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Пьеро «Жиль». Художник А. Ватто.

ПЬЕРО́ (франц. Pierrot, умень­шит. от име­ни Пьер, Pierre), пер­со­наж франц. нар. те­ат­ра. Воз­ник в нач. 17 в. Про­то­ти­пом по­слу­жил об­раз слу­ги Пед­ро­ли­но из итал. ко­ме­дии дель ар­те. Лов­кий, ре­ши­тель­ный П. до­би­вал­ся це­ли, при­кры­ва­ясь доб­ро­ду­ши­ем, но не­ред­ко и сам по­па­дал впро­сак. Об­лик яр­ма­роч­но­го П. (об­сы­пан­ное му­кой ли­цо, сши­тая из меш­ка ши­ро­кая кре­сть­ян­ская ру­ба­ха) под­верг­ся эс­те­ти­за­ции на сце­не па­риж­ско­го те­ат­ра «Ко­ме­ди Италь­ен»: в ха­рак­те­ре ста­ли пре­об­ла­дать чер­ты пе­чаль­но­го лю­бов­ни­ка, не­удач­ли­во­го со­пер­ни­ка Ар­ле­ки­на; тра­диц. кос­тюм – бе­лая ру­баш­ка с жа­бо и боль­ши­ми пу­го­ви­ца­ми, ши­ро­кие бе­лые пан­та­ло­ны, на го­ло­ве ост­ро­ко­неч­ная ша­поч­ка. В 19 в. ак­тёр-мим Ж. Г. Де­бю­ро пре­вра­тил П. в центр. фи­гу­ру пан­то­ми­мы. Франц. тра­ди­цию про­дол­жа­ли Ж. Л. Бар­ро, М. Мар­со и др. П. стал од­ним из наи­бо­лее по­пу­ляр­ных пер­со­на­жей не толь­ко в ми­ро­вом те­ат­ре, но и в жи­во­пи­си, лит-ре, му­зы­ке, ки­но, на эс­т­ра­де; в цир­ке из этой мас­ки вы­рос­ло ам­п­луа Бе­ло­го кло­уна. К об­ра­зу П. об­ра­ща­лись А. Ват­то, П. Се­занн, П. Пи­кас­со, ху­дож­ни­ки «Ми­ра ис­кус­ст­ва», А. А. Блок, В. Э. Мей­ер­хольд, А. Я. Таи­ров, А. Шён­берг, А. Н. Вер­тин­ский и мн. др.

Лит.: Duchartre P. L. La comédie italienne: L’improvisation, les canevas, vies, caractères, portraits, masques des illustres personnages de la commedia dell’arte. P., 1925; Джи­ве­ле­гов А. К. Италь­ян­ская на­род­ная ко­ме­дия. 2-e изд. М., 1962; Green M., Swan J. The triumph of Pierrot: The commedia dell’arte and the modern imagination. University Park, 1993.

Вернуться к началу