Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕРТИ́НСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 186

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Шляховая
А. Н. Вертинский.

ВЕРТИ́НСКИЙ Алек­сандр Ни­ко­лае­вич [9(21).3.1889, Ки­ев – 21.5.1957, Ле­нин­град; по­хо­ро­нен в Мо­ск­ве], рус. ар­тист эс­т­ра­ды, по­эт, ком­по­зи­тор. Отец М. А. и А. А. Вер­тин­ских. Учил­ся в ки­ев­ских гим­на­зи­ях (до 1905). В 1912 в ж. «Ки­ев­ская не­де­ля» опуб­ли­ко­вал свои пер­вые лит. про­из­ве­де­ния – рас­ска­зы, на­пи­сан­ные в де­ка­дент­ской ма­не­ре. В 1912 прие­хал в Мо­ск­ву, где про­бо­вал се­бя в раз­ных творч. сфе­рах. С 1913 вы­сту­пал в моск. те­ат­рах ми­ниа­тюр. Сни­мал­ся в фильмах «Ме­до­вый ме­сяц», «Чем лю­ди жи­вы» и др. Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны не­ко­то­рое вре­мя ра­бо­тал мед­бра­том на сан­по­ез­де. В 1919 В. по­ки­нул Рос­сию, жил и вы­сту­пал в Тур­ции, Ру­мы­нии, Бес­са­ра­бии, Поль­ше, Ав­ст­рии, Венг­рии, Гер­ма­нии, Фран­ции, США, Ки­тае. В 1943 вме­сте с семь­ёй вер­нул­ся в Рос­сию. Мно­го га­ст­ро­ли­ро­вал, но кри­ти­ка о нём не пи­са­ла, его пес­ни не из­да­ва­лись. Сни­мал­ся в ки­но: «За­го­вор об­ре­чён­ных» (1950; Гос. пр. СССР, 1951, за роль Кар­ди­на­ла), «Ан­на на шее» (1954) и др.

В. од­ним из пер­вых на рус. эс­т­ра­де со­че­тал в се­бе ав­то­ра пе­сен­ных тек­стов (ис­поль­зуя чу­жие тек­сты – А. А. Ах­ма­то­вой, А. А. Бло­ка, Н. А. Тэф­фи и др., – не­ред­ко вно­сил в них из­ме­не­ния), со­чи­ни­те­ля ме­ло­дий и ис­пол­ни­те­ля, ко­то­рый вос­хи­щал зри­те­лей не­по­вто­ри­мо ин­ди­ви­ду­аль­ной ин­то­на­ци­ей, пла­сти­кой, зри­тель­но вос­соз­да­вав­шей пер­со­на­жей его пе­сен. В кос­тю­ме Пье­ро (бе­лом, а позд­нее – чёр­ном) В. пел о тра­гич. судь­бе обез­до­лен­ных и убо­гих, ри­со­вал за­во­ра­жи­ваю­щие кар­ти­ны пре­крас­ных эк­зо­тич. стран. Пес­ни В. («ари­ет­ки») – ма­лень­кие сти­хотв. но­вел­лы, от­ли­чаю­щие­ся жан­ро­во-сти­ли­стич. раз­но­об­ра­зи­ем. На­ря­ду с раз­но­вид­но­стя­ми ро­ман­са – са­лон­ным («Па­ни Ире­на», «Ста­ро­мод­ный ро­манс»), иро­ни­че­ским («Femme raffi­né»), эле­ги­че­ским («Му­зы­кан­ты ле­та»), цы­ган­ским («В сте­пи мол­да­ван­ской»), жес­то­ким («Вы стоя­ли в те­ат­ре, в уг­лу, за ку­ли­са­ми») – соз­да­вал пе­сен­ные тан­го («Па­ле­стин­ское тан­го», «Тан­го "Маг­но­лия"»), бал­ла­ды («Бал­ла­да о Се­дой Гос­по­же», «Сте­пан Ра­зин» на сти­хи М. И. Цве­тае­вой), па­ро­дии («Тё­п­лый грех»), ав­то­па­ро­дии («Обезь­ян­ка Чар­ли»). Осо­бое ме­сто в твор­че­ст­ве В. за­ни­ма­ет пес­ня «То, что я дол­жен ска­зать» (1917), где зву­чат гражд. мо­ти­вы – об­ви­не­ние вла­сти в бес­смыс­лен­ной жес­то­ко­сти и осоз­на­ние бес­си­лия пе­ред про­ис­хо­дя­щим. Пес­ни до­эми­грант­ско­го пе­рио­да от­ли­ча­ет ус­лож­нён­но-изы­скан­ная сти­ли­сти­ка, со­че­та­ние эк­зо­тич. мо­ти­вов с те­мой смер­ти; стиль эмиг­рант­ских пе­сен про­ще и яс­нее, в них по­яв­ля­ет­ся ин­то­на­ция горь­кой иро­нии. Пес­ни, соз­дан­ные по­сле воз­вра­ще­ния на ро­ди­ну, про­ни­за­ны пат­рио­тиз­мом, на­строе­ни­ем по­кая­ния («От­чиз­на», «Пе­ред ли­ком Ро­ди­ны», «Ки­ев – Ро­ди­на неж­ная» и др.). Ав­тор ав­то­био­гра­фич. но­велл, ме­муа­ров «Чет­верть ве­ка без Ро­ди­ны» (час­тич­но опубл. в 1962).

Же­на В. (с 1942) – Ли­дия Вла­ди­ми­ров­на Вер­тин­ская (р. 14.4.1923, Хар­бин), ак­три­са, ху­дож­ни­ца. Окон­чи­ла Моск. ху­до­же­ст­вен­ный ин-т им. В. И. Су­ри­ко­ва (1955). Сни­ма­лась в ки­но: пти­ца Фе­никс («Сад­ко»), Ани­даг («Ко­ро­лев­ст­во кри­вых зер­кал»), Гер­цо­ги­ня («Дон Ки­хот»), кол­ду­нья («Но­вые по­хо­ж­де­ния Ко­та в са­по­гах»). Как ху­дож­ни­ца ра­бо­та­ла в об­лас­ти эс­там­па; из­люб­лен­ная те­ма – ли­рич. пей­заж.

Соч.: За ку­ли­са­ми: Пес­ни, рас­ска­зы, за­мет­ки, ин­тер­вью, пись­ма, вос­по­ми­на­ния. М., 1991; До­ро­гой длин­ною... М., 2004.

Лит.: Ба­бен­ко В. Г. Ар­тист А. Вер­тин­ский: Ма­те­риа­лы к био­гра­фии. Раз­мыш­ле­ния. Сверд­ловск, 1989; Бар­да­дым В. П. А. Вер­тин­ский без гри­ма. Крас­но­дар, 1996; Вер­тин­ская Л. В. Си­няя пти­ца люб­ви. М., 2004.

Вернуться к началу