ВЕРТИ́НСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕРТИ́НСКИЙ Александр Николаевич [9(21).3.1889, Киев – 21.5.1957, Ленинград; похоронен в Москве], рус. артист эстрады, поэт, композитор. Отец М. А. и А. А. Вертинских. Учился в киевских гимназиях (до 1905). В 1912 в ж. «Киевская неделя» опубликовал свои первые лит. произведения – рассказы, написанные в декадентской манере. В 1912 приехал в Москву, где пробовал себя в разных творч. сферах. С 1913 выступал в моск. театрах миниатюр. Снимался в фильмах «Медовый месяц», «Чем люди живы» и др. Во время 1-й мировой войны некоторое время работал медбратом на санпоезде. В 1919 В. покинул Россию, жил и выступал в Турции, Румынии, Бессарабии, Польше, Австрии, Венгрии, Германии, Франции, США, Китае. В 1943 вместе с семьёй вернулся в Россию. Много гастролировал, но критика о нём не писала, его песни не издавались. Снимался в кино: «Заговор обречённых» (1950; Гос. пр. СССР, 1951, за роль Кардинала), «Анна на шее» (1954) и др.
В. одним из первых на рус. эстраде сочетал в себе автора песенных текстов (используя чужие тексты – А. А. Ахматовой, А. А. Блока, Н. А. Тэффи и др., – нередко вносил в них изменения), сочинителя мелодий и исполнителя, который восхищал зрителей неповторимо индивидуальной интонацией, пластикой, зрительно воссоздававшей персонажей его песен. В костюме Пьеро (белом, а позднее – чёрном) В. пел о трагич. судьбе обездоленных и убогих, рисовал завораживающие картины прекрасных экзотич. стран. Песни В. («ариетки») – маленькие стихотв. новеллы, отличающиеся жанрово-стилистич. разнообразием. Наряду с разновидностями романса – салонным («Пани Ирена», «Старомодный романс»), ироническим («Femme raffiné»), элегическим («Музыканты лета»), цыганским («В степи молдаванской»), жестоким («Вы стояли в театре, в углу, за кулисами») – создавал песенные танго («Палестинское танго», «Танго "Магнолия"»), баллады («Баллада о Седой Госпоже», «Степан Разин» на стихи М. И. Цветаевой), пародии («Тёплый грех»), автопародии («Обезьянка Чарли»). Особое место в творчестве В. занимает песня «То, что я должен сказать» (1917), где звучат гражд. мотивы – обвинение власти в бессмысленной жестокости и осознание бессилия перед происходящим. Песни доэмигрантского периода отличает усложнённо-изысканная стилистика, сочетание экзотич. мотивов с темой смерти; стиль эмигрантских песен проще и яснее, в них появляется интонация горькой иронии. Песни, созданные после возвращения на родину, пронизаны патриотизмом, настроением покаяния («Отчизна», «Перед ликом Родины», «Киев – Родина нежная» и др.). Автор автобиографич. новелл, мемуаров «Четверть века без Родины» (частично опубл. в 1962).
Жена В. (с 1942) – Лидия Владимировна Вертинская (р. 14.4.1923, Харбин), актриса, художница. Окончила Моск. художественный ин-т им. В. И. Сурикова (1955). Снималась в кино: птица Феникс («Садко»), Анидаг («Королевство кривых зеркал»), Герцогиня («Дон Кихот»), колдунья («Новые похождения Кота в сапогах»). Как художница работала в области эстампа; излюбленная тема – лирич. пейзаж.