Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРСО́ МАРСЕЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 216

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Маркова
Марсель Марсо.

МАРСО́ (Marceau) (псевд.; наст. фам. Ман­жель, Mangel) Мар­сель (22.3.1923, Страс­бур – 22.9.2007, Ка­ор; по­хо­ро­нен в Па­ри­же), франц. ак­тёр-мим. Чл. Ака­де­мии ис­кусств (1991). Учил­ся в ху­дож. шко­ле в Ли­мо­же. Уча­ст­ник Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния. Ги­бель от­ца в конц­ла­ге­ре Ос­вен­цим по­влия­ла на фор­ми­ро­ва­ние ми­ро­воз­зре­ния М., чьё твор­че­ст­во все­гда бы­ло свя­за­но с ос­мыс­ле­ни­ем при­чин, ве­ду­щих совр. че­ло­ве­ка к мо­раль­но­му и фи­зич. унич­то­же­нию. По­сту­пил в шко­лу дра­ма­тич. иск-ва Ш. Дюл­ле­на в Па­ри­же, учил­ся в клас­се Э. Дек­ру. С 1946 в труп­пе Ж. Л. Бар­ро и М. Ре­но. В 1947 ор­га­ни­зо­вал «Со­дру­же­ст­во ми­мов Мар­се­ля Мар­со». За 12 се­зо­нов по­ста­вил бо­лее 20 ми­мод­рам: «Ши­нель» по Н. В. Го­го­лю (1951), «По­еди­нок во тьме» (1952), «Три па­ри­ка» (1953), «Лом­бард» (1956), «Па­риж сме­ёт­ся, Па­риж пла­чет» (1959) и др. В нач. 1960-х гг. вы­сту­пал с соль­ны­ми спек­так­ля­ми-кон­цер­та­ми. Их от­кры­ва­ла че­ре­да «сти­ле­вых уп­раж­не­ний», зна­ко­мя­щих пуб­ли­ку с ос­но­ва­ми язы­ка совр. пан­то­ми­мы; да­лее шли не­боль­шие за­ри­сов­ки и но­ме­ра Би­па – по­сто­ян­но­го пер­со­на­жа, соз­дан­но­го М. ещё в 1947; оба от­де­ле­ния кон­цер­та за­вер­ша­ли фи­лос. прит­чи («Юность, Зре­лость, Ста­рость, Смерть», 1946; «Три­бу­нал», 1949; «В мас­тер­ской ма­сок», 1959; «Клет­ка» и «Кон­тра­сты», 1962; «Со­тво­ре­ние ми­ра», 1968, и др.). В 1969 ос­но­вал в Па­ри­же Ме­ж­ду­нар. шко­лу пан­то­ми­мы, в 1978 – Па­риж­скую ме­ж­ду­нар. шко­лу ми­мод­ра­мы Мар­се­ля Мар­со, в 1996 – Фонд Мар­со, про­па­ган­ди­рую­щий иск-во пан­то­ми­мы в США. Иск-во М. ока­за­ло оп­ре­де­ляю­щее влия­ние на раз­ви­тие жан­ра пан­то­ми­мы во 2-й пол. 20 в., обо­га­тив язык ми­ро­во­го те­ат­раль­но­го иск-ва в це­лом. М. снял­ся в филь­мах «Че­ты­ре ша­га в жизнь», «Ро­бот», «Бар­ба­рел­ла», «Не­мое ки­но», «Ост­ро­ва» и др. Твор­че­ст­ву М. по­свя­ще­ны филь­мы «Бип и ран­де­ву» (1948), «Пан­то­ми­мы Би­па» (1951), «Пан­то­ми­мы» (1954), «Пер­вый класс» (1970), «Мим Мар­сель Мар­со» (1972), «Ис­кус­ст­во ти­ши­ны» (1975) и др. М. мно­го ра­бо­тал на те­ле­ви­де­нии во Фран­ции, США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Да­нии. За­ни­мал­ся жи­во­пи­сью. Офи­цер (1986) ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на.

Соч.: Die Weltkunst der Pantomime. B., 1956 (mit H. Ihering); The story of Bip. N. Y., 1976; Bip in a book. N. Y., 2001.

Лит.: Pawlikowski-Cholewa H. Le mime M. Mar­ceau. Hamb., 1961; Wisten E. M. Mar­ceau. B., 1966; Verriest-Lefert G., Verriest-Le­fert J. M. Marceau ou L’aventure du silence. Brux., 1974; Dorcy J. The Mime. L.; N. Y., 1975; Мар­ко­ва Е. М. Мар­со. Л., 1975; она же. Со­вре­мен­ная за­ру­беж­ная пан­то­ми­ма. М., 1985; Martin B. M. Marceau: maître mime. Mon­tréal, 1978; Spielman G. M. Marceau: mas­ter of mime. Minneapolis, 2011.

Вернуться к началу