МАРСО́ МАРСЕЛЬ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРСО́ (Marceau) (псевд.; наст. фам. Манжель, Mangel) Марсель (22.3.1923, Страсбур – 22.9.2007, Каор; похоронен в Париже), франц. актёр-мим. Чл. Академии искусств (1991). Учился в худож. школе в Лиможе. Участник Движения Сопротивления. Гибель отца в концлагере Освенцим повлияла на формирование мировоззрения М., чьё творчество всегда было связано с осмыслением причин, ведущих совр. человека к моральному и физич. уничтожению. Поступил в школу драматич. иск-ва Ш. Дюллена в Париже, учился в классе Э. Декру. С 1946 в труппе Ж. Л. Барро и М. Рено. В 1947 организовал «Содружество мимов Марселя Марсо». За 12 сезонов поставил более 20 мимодрам: «Шинель» по Н. В. Гоголю (1951), «Поединок во тьме» (1952), «Три парика» (1953), «Ломбард» (1956), «Париж смеётся, Париж плачет» (1959) и др. В нач. 1960-х гг. выступал с сольными спектаклями-концертами. Их открывала череда «стилевых упражнений», знакомящих публику с основами языка совр. пантомимы; далее шли небольшие зарисовки и номера Бипа – постоянного персонажа, созданного М. ещё в 1947; оба отделения концерта завершали филос. притчи («Юность, Зрелость, Старость, Смерть», 1946; «Трибунал», 1949; «В мастерской масок», 1959; «Клетка» и «Контрасты», 1962; «Сотворение мира», 1968, и др.). В 1969 основал в Париже Междунар. школу пантомимы, в 1978 – Парижскую междунар. школу мимодрамы Марселя Марсо, в 1996 – Фонд Марсо, пропагандирующий иск-во пантомимы в США. Иск-во М. оказало определяющее влияние на развитие жанра пантомимы во 2-й пол. 20 в., обогатив язык мирового театрального иск-ва в целом. М. снялся в фильмах «Четыре шага в жизнь», «Робот», «Барбарелла», «Немое кино», «Острова» и др. Творчеству М. посвящены фильмы «Бип и рандеву» (1948), «Пантомимы Бипа» (1951), «Пантомимы» (1954), «Первый класс» (1970), «Мим Марсель Марсо» (1972), «Искусство тишины» (1975) и др. М. много работал на телевидении во Франции, США, Великобритании, Дании. Занимался живописью. Офицер (1986) ордена Почётного легиона.