ДЮЛЛЕ́Н
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЮЛЛЕ́Н (Dullin) Шарль [12 (или 8).5. 1885, Йен, Савойя – 12 (или 11).12.1949, Париж], франц. актёр, режиссёр, педагог, театральный деятель. Работал клерком в Лионе, там же брал первые уроки актёрского мастерства и поступил в Лионскую конс. С 1905 играл в небольших театрах на окраинах Парижа (дебютировал в роли Рао – инсценировка романа «Приключения капитана Коркорана» Ж. Б. Ассолана, театр в Бельвиле), выступал с чтением стихов в кафе «Проворный кролик»; худож. вкусы Д. формировались под влиянием П. Пикассо, М. Жакоба, Г. Аполлинера. В 1907–08 в театре «Одеон» под рук. А. Антуана. По приглашению Ж. Руше в 1909–12 (с перерывами) работал в «Театре искусств» (Париж). Здесь же началось сотрудничество с Ж. Копо (роль Смердякова в спектакле Копо и Ж. Круэ по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» в 1911 принесла Д. широкую известность); в 1912 дебютировал как режиссёр («Мария Магдалина» К. Ф. Хеббеля). В 1913–19 работал с Копо в театре «Старая голубятня» (Гарпагон в «Скупом» Мольера – одна из значимых ролей, сохранившихся в репертуаре Д. до конца жизни). В 1919–21 Д. играл в спектаклях Ф. Жемье, Г. Бати и др. В 1922 основал в Париже театр «Ателье», превратившийся в один из знаменитых авангардистских театров Франции; работал там до 1940, сыграв более 30 ролей и поставив 70 спектаклей («Вольпоне» Ж. Ромена по Б. Джонсону, 1928; «Ричард III» У. Шекспира, 1933, «Врач своей чести» П. Кальдерона де ла Барки, сезон 1934/35, и др.). Считал, что гл. цель спектакля – наиболее полное воплощение замысла драматурга, а важнейшее средство достижения этой цели – мастерство актёра, в основе которого лежит импровизация. В 1927 Д. вместе с Бати, Ж. Питоевым и Л. Жуве вошёл в «Картель четырёх» – театральное объединение, сыгравшее важную роль в истории франц. сценич. иск-ва. Ставил спектакли в «Комеди Франсез» («Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1937; «Жорж Данден» Мольера, 1939, и др.). В 1940 Д. передал руководство «Ателье» А. Барсаку. В 1941–47 возглавлял парижский «Театр де ла Сите», где в 1943 осуществил постановку пьесы Ж. П. Сартра «Мухи», раскрыв экзистенциальную тему пьесы как остросовременную антифашистскую (Д. в роли Юпитера). До 1949 играл в провинции. В «Театре Селестинцев» (Лион) Д. поставил свой последний спектакль – «Мачеха» О. де Бальзака (1949, сыграл роль генерала де Граншана). Снимался в кино («Шахматист», 1927; «Отверженные», 1933; «Вольпоне», 1941, и др.). Педагогич. деятельность начал в 1921, среди учеников – А. Арто, Ж. Л. Барро, Ж. Вилар, Э. Декру, М. Марсо, Ж. Маре.