ВИЛА́Р ЖАН
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИЛА́Р (Vilar) Жан (25.3.1912, Сет – 28.5. 1971, там же), франц. актёр, режиссёр, театральный деятель. В 1932 приехал в Париж, где занимался в драматич. школе под рук. Ш. Дюллена. Выступал в небольших ролях на сцене театра «Ателье». В 1937–40 на воен. службе. В 1941 вместе с А. Клаве возглавил передвижную труппу «Ла Рулот», где в 1942 дебютировал как режиссёр постановкой пьесы «Пляска смерти» А. Стриндберга. В 1943 основал труппу «Компания семи», игравшую на сцене «Карманного театра» («Буря» У. Шекспира, 1943; «Дон Жуан» Мольера, 1944, и др.). Широкую известность В. принесла постановка «Смерти в соборе» Т. С. Элиота (1945, театр «Старая голубятня»). Вторая версия этого спектакля, созданная в 1947 в Авиньоне (в быв. папском дворце), положила начало одному из крупнейших в мире театральных фестивалей – Авиньонскому, которым В. руководил до конца жизни. В 1951–63 директор Нац. нар. театра (основан в Париже в 1920). В. оказал значит. влияние на театральное иск-во не только Франции, но и др. стран. Претворял в жизнь идеи нар. театра, опирающегося на классич. репертуар и обращённого к широкой зрительской аудитории (в 1951–63 Нац. нар. театр дал более 3 тыс. представлений, собрав 5 млн. зрителей). Для режиссуры В. характерно соединение условных форм старинного площадного театра с достижениями новейшей сценич. культуры. Его постановки отличались гармоничной формой, экономной и изысканной зрелищностью. Сосредоточивая внимание на актёре, он добивался полного слияния исполнителя с образом. Спектакли шли почти без декораций; важными компонентами были костюмы, освещение и музыка, определявшие форму и создававшие атмосферу спектакля. Среди наиболее значит. постановок: «Ричард II» (1947, заглавная роль) и «Макбет» (1954, заглавная роль) Шекспира, «Сид» (1949) и «Цинна» (1954, Август) П. Корнеля, «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта (1951), «Скупой» (1952, Гарпагон) и «Дон Жуан» (1953, заглавная роль) Мольера, «Антигона» Софокла (1960), «Мир» Аристофана (1961), «Томас Мор» Р. Болта (1963). В 1963–64 В. поставил оперы: «Иерусалим» Дж. Верди (театр «Ла Фениче», Венеция), «Макбет» Верди и «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (театр «Ла Скала», Милан) и др. Снимался в ф. «Врата ночи» и др.