Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАРРО́ ЖАН ЛУИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 66

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Дунаева
Ж. Л. Барро в роли Дюбуа («Ложные признания» П. Мариво).

БАРРО́ (Barrault) Жан Луи (8.9.1910, Ле-Ве­зи­не, деп-т Се­на и Уа­за – 22.1.1994, Па­риж), франц. ак­тёр, ре­жис­сёр, те­ат­раль­ный дея­тель. Учил­ся на кур­сах жи­во­пи­си в шко­ле Лув­ра. В 1931 по­сту­пил уче­ни­ком в те­атр «Ате­лье» к Ш. Дюл­ле­ну, в 1932–35 иг­рал в спек­так­лях и за­ни­мал­ся пан­то­ми­мой под рук. Э. Дек­ру (ис­пол­нил пан­то­ми­му «Во­круг ма­те­ри» по ро­ма­ну «Ко­гда я уми­ралa» У. Фолк­не­ра). Сбли­зил­ся с сюр­реа­ли­ста­ми и ле­вой те­ат­раль­ной груп­пой «Ок­тябрь». В 1935 соз­дал труп­пу «Чер­дак Ав­гу­сти­нов». В 1937 в «Те­ат­ре Ан­туа­на» по­ста­вил «Ну­ман­сию» М. де Сер­ван­те­са, при­нёс­шую ему боль­шой ус­пех. В 1940–46 в те­ат­ре «Ко­ме­ди Фран­сез» (Род­ри­го – «Сид» П. Кор­не­ля, Гам­лет – «Гам­лет» У. Шек­спи­ра); по­ста­вил «Фед­ру» Ж. Ра­си­на (1942), «Ат­лас­ную ту­фель­ку» П. Кло­де­ля (1943), «Ан­то­ния и Кле­о­пат­ру» Шек­спи­ра (1945). В 1946 вме­сте с М. Ре­но (же­ной Б.) соз­дал собств. труп­пу. Свой те­атр Б. про­ти­во­пос­тав­лял те­ат­ру бур­жу­аз­ному, ком­мер­че­ско­му; ис­кус­но со­че­тая в ре­пер­туа­ре клас­сич. и совр. пье­сы, соз­да­вал спек­так­ли, про­ни­зан­ные дра­ма­тиз­мом, ост­рым ощу­ще­ни­ем вре­ме­ни. В 1947 Б. пер­вым во Фран­ции инс­це­ни­ро­вал «Про­цесс» Ф. Каф­ки (ис­пол­нил роль Йо­зе­фа К.). Ор­га­ни­че­ски вос­при­няв идеи А. Ар­то, пер­вым пы­тал­ся во­пло­тить их на сце­не. Спек­так­ли Б. это­го пе­рио­да ока­за­ли влия­ние на фор­ми­рую­щий­ся во Фран­ции аб­сур­да те­атр. Сре­ди др. по­ста­но­вок 1940–50-х гг.: «Лож­ные при­зна­ния» П. Ма­ри­во, «Но­чи гне­ва» А. Са­лак­ру, «Хри­сто­фор Ко­лумб» Кло­де­ля, «Мальб­рук в по­ход со­брал­ся» М. Аша­ра, «Ам­фит­ри­он» Моль­е­ра, «Виш­нё­вый сад» А. П. Че­хо­ва. В 1959–1968 Б. воз­глав­лял «Те­атр де Франс» в Па­ри­же, где в 1960 по­ста­вил «Но­со­ро­га» Э. Ио­не­ско (ис­пол­нил роль Бе­ран­же). Б. был пер­вым ре­жис­сё­ром, кто вы­вел на боль­шую сце­ну аб­сур­ди­ст­скую дра­му (пье­сы С. Бек­ке­та, Ж. Же­не и др.). В 1966–68 од­но­вре­мен­но воз­глав­лял Те­атр На­ций, «Ли­винг-ти­этр». В 1972 на­чал ра­бо­тать в пе­ре­движ­ном те­ат­ре во­кза­ла Ор­се, впо­след­ст­вии те­атр был ре­ор­га­ни­зо­ван в «Рон Пу­ан» (здесь Б. по­ста­вил спек­так­ли «Так го­во­рил За­ра­ту­ст­ра» по Ф. Ниц­ше и «За­диг» по Воль­те­ру). Вы­даю­щий­ся ак­тёр, Б. раз­ви­вал тра­ди­ции иск-ва пан­то­мимы. Ру­ко­во­дил Шко­лой дра­ма­тич. иск-ва в Па­ри­же (ос­но­ван­ной им совм. с Ж. Бер­то и Р. Ру­ло). С 1935 сни­мал­ся в ки­но. Все­мир­ную из­вест­ность при­нес­ла роль Ба­ти­ста Де­бю­ро в ф. «Де­ти рай­ка» (1944, реж. М. Кар­не).

Соч.: Раз­мыш­ле­ния о те­ат­ре. М., 1963; Вос­по­ми­на­ния для бу­ду­ще­го. М., 1979.

Лит.: Benmussa S. Barrault J. L. P., 1965; Mignon P. L. J. L. Barrault: le théâtre total. P., 1998; Про­скур­ни­ко­ва Т. Б. Те­атр Фран­ции. Судь­бы и об­ра­зы. СПб., 2002; Le­vas­seur C. Dans l’intimité des Renaud-Barrault. P., 2003.

Вернуться к началу