«КОМЕДИ́ ФРАНСЕ́З»
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«КОМЕДИ́ ФРАНСЕ́З» («La Comédie-Française»; офиц. назв. – «Театр Франсе», «Théâtre-Français» – «Французский театр»), старейший нац. драматич. театр Франции. Создан в 1680 в Париже указом Людовика XIV, объединившим некогда враждовавшие труппы Мольера и театра «Бургундский отель». «К. Ф.» получил монопольное право на театральные представления в Париже. Назначаемые королём суперинтенданты выдавали актёрам дотацию из казны, контролировали репертуар, состав труппы, распределение ролей и др. «К. Ф.» представлял собой актёрское товарищество (société). Труппа делилась на сосьетеров, имевших право на целый пай или его часть, и пансионеров, получавших жалованье. Людовик XIV лично выбрал 27 актёров из быв. мольеровской труппы, специализировавшейся на представлении комедий, и «бургундцев», игравших в осн. трагич. репертуар. К кон. 17 в. завершился процесс формирования сценич. амплуа, и труппа «К. Ф.» стала образцовой моделью для театра эпохи Просвещения. Трагич. школа игры, идущая от Ж. Расина, расписывавшего актёрам интонации роли нотными знаками, и комическая – мольеровская («К. Ф.» часто называют «домом Мольера»), ориентированная на подлинность сценич. существования и реалистич. узнаваемость образа, заложили основу актёрской традиции «К. Ф.». Во время Французской революции 18 в. «К. Ф.» переименовали в «Театр Нации». Политич. борьба внутри театра привела к расколу труппы, часть которой во главе с Ф. Ж. Тальма образовала «Театр Республики». В 1799 труппа воссоединилась под прежним назв. и переехала в помещение Пале-Рояль, где ранее играла труппа Мольера (театр работает там и до сих пор). В 1849 Наполеон III утвердил должность генерального администратора, подчиняющегося министру внутр. дел (финансовые и адм. функции перешли также в его ведение – такое положение дел сохраняется и в 21 в.). На рубеже 19–20 вв. труппа «К. Ф.» переживала глубокий кризис, не принимая новые театральные формы, связанные с рождением режиссёрского театра. Новый этап начался, когда в 1936 руководитель театра Э. Бурде пригласил на академич. сцену Ж. Копо и режиссёров-авангардистов Л. Жуве, Ш. Дюллена и Г. Бати, не разрушивших, но обновивших классич. традицию. Во 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. «К. Ф.» развивается в двух направлениях: с одной стороны, сохраняя классич. традицию и актёрскую школу, с другой – утверждая совр. репертуар и режиссёрские новации. В 1946 у «К. Ф.» появилась вторая театральная площадка – «Одеон», в 1993 – третья (театр «Старая голубятня»). В 1996 при «К. Ф.» был организован Театр-студия.