БАТИ́
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАТИ́ (Bаty) Гастон (26.5.1885, Пелюссен, деп-т Луара – 13.10.1952, там же), франц. режиссёр, актёр, художник театра. Получил богосл. образование, позже окончил ун-т в Лионе. Занимался лит. деятельностью (пьеса Б. «Страсть» поставлена в 1905 в театре под рук. Ж. Руше, Лион). Худож. взгляды формировались под влиянием постановок режиссёров Г. Фукса и Ф. Эрлера, творчества нем. романтиков. С 1919 в труппе Ф. Жемье (Париж). В 1921–28 возглавлял собств. труппу «Барак Химеры», где поставил спектакли «Майя» С. Гантийона (1924, 1927), «Сменные головы» Ж. Пеллерена (1925–26), «Диббук» Ан-ского (1927–28) и др. Считал, что худож. образ спектакля возникает на пересечении всех видов искусств и рождается в действии, поэтому театр должен преодолеть зависимость от литературы. Автор ряда теоретич. работ, в т. ч. манифеста «Маска и кадило» («Le Masque et l’Encensoir», 1926). В 1926 вместе с Ш. Дюлленом, Л. Жуве и Ж. Питоевым вошёл в театральное объединение «Картель», выступавшее против коммерциализации театра. В 1930–47 руководил театром «Монпарнас» («Монпарнас-Бати»), поставил спектакли: «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта (1930–31), «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому (1933), «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (1936–37) и др. С 1936 вместе с др. членами «Картеля» возглавлял «Комеди Франсез», где поставил «Подсвечник» А. Мюссе (1936), «Соломенную шляпку» Э. Лабиша (1938) и др. Во мн. своих постановках выступал как художник. Одновременно с драматическими ставил эксперим. кукольные спектакли (первое публичное представление – 1944). Вдохновлённый идеей децентрализации театральной жизни, посвятил последние годы провинц. труппе «Комеди де Прованс» (1950–52) в г. Экс-ан-Прованс.