КОПО́ ЖАК
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОПО́ (Copeau) Жак (4.2.1879, Париж – 20.10.1949, Бон, деп-т Кот-д’Ор), франц. режиссёр, актёр, театральный деятель. Из семьи фабрикантов и торговцев галантереей. Изучал философию и лит-ру в Сорбонне. С 1905 сотрудничал в разл. парижских изданиях как театральный обозреватель и критик. В 1908 совм. с А. Жидом и др. основал ж. «La Nouvelle Revue Française» («NRF», К. руководил изданием в 1912–13), ставший законодателем лит. вкусов Франции. Автор инсценировки романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского (1910, совм. с Ж. Круэ), премьера которой состоялась в «Театре искусств» Ж. Руше в Париже 6.4.1911 (К. – исполнитель роли Ивана Карамазова и сорежиссёр совм. с А. Дюреком). Спектакль получил высокую оценку, особенно выделялись актёрские работы Ш. Дюллена (Смердяков) и Л. Жуве (старец Зосима). К. выдвинул программу обновления франц. театра, сформулировав свои взгляды в серии статей (критиковал систему коммерч. бульварного театра, вульгаризирующего актёрское иск-во, выступал против штампов «Комеди Франсез», коррумпированности театральной критики и т. д.). В 1913 с труппой молодых актёров в собственном имении Пернан-Вержелес в Бургундии начал репетировать неск. спектаклей («Женщина, убитая добротой» Т. Хейвуда, «Любовь-целительница», «Ревность Барбулье» и «Скупой» Мольера) и 22.10.1913 открыл в Париже театр «Старая голубятня». Включал в репертуар лучшие совр. и классич. пьесы. Стремился отучить актёров от приёмов коммерч. театра, от декламац. техники, принятой в «Комеди Франсез», видел суть актёрской игры в импровизации. Доступность спектаклей обеспечивалась благодаря системе абонементов (введённой во франц. театр А. Антуаном). Этапным для труппы стал спектакль «Двенадцатая ночь» У. Шекспира (1914), в котором реализовалась программа К. и подводился итог эстетич. исканиям франц. театра перед 1-й мировой войной. Познакомившись с идеями А. Аппиа и Э. Жака-Далькроза, в 1915 К. организовал актёрскую школу с продуманной и гибкой системой образования. В кон. 1917 – 1-й пол. 1919 с актёрами театра «Старая голубятня» выступал на сцене «Гаррик-тиэтр» в Нью-Йорке. В 1920 совм. с Жуве переустроил зал театра, создав архит. сценич. пространство, позволяющее играть практически без декораций. В 1924, передав труппу театра Жуве, с группой молодых актёров уехал в Пернан-Вержелес, где в 1924–25 предпринял попытки создать актёрскую школу, окончившиеся финансовым крахом. К. организовал молодёжный коллектив, получивший назв. «Copiaus» (уменьшительное от фам. Copeau). В специально придуманных ими масках, с торжественными парадами, предварявшими каждое представление, на площадях и эстрадах окрестных деревень актёры играли пьесы Мольера и самого К. В 1929 труппа преобразована в «Компанию пятнадцати». В 1933 на открытой площадке мон. Св. Креста во Флоренции К. совм. с А. Барсаком поставил «Мистерию св. Оливы» на сюжет из тосканского фольклора, в 1935 на центр. площади Флоренции – «Савонаролу» Р. Алесси. Интерес К. к нар. и мистериальному театру связан с поисками в области актёрской техники, а также с его идеей театра, способного нравственно преобразовать мир. В 1936 К. (вместе с Жуве, Дюлленом и Г. Бати) получил приглашение работать в «Комеди Франсез», в 1940 назначен врем. администратором. Поставил в этом театре спектакли: в 1938 – «Много шума из ничего» Шекспира, «Мизантроп» Мольера, «Баязет» и «Асмодей» Ф. Мориака; в 1940 – «Сид» П. Корнеля, «Двенадцатая ночь» Шекспира, «Карета святых даров» П. Мериме. Вступив в конфликт с оккупац. властями Парижа во время 2-й мировой войны, подал в отставку и уехал в Бургундию. В 1941 опубликовал эссе «Народный театр» («Le théâtre populaire»), в 1944 – пьесу о жизни Франциска Ассизского «Несчастный бедняк» («Le Petit Pauvre»). В июле 1943 в приюте г. Бон поставил «Чудо о позолоченном хлебе» (совм. с Барсаком). Снимался в фильмах «Глазами Запада» М. Аллегре, «Приключения лионского курьера» К. Отан-Лара. Автор многочисл. трудов по истории и теории театра.