АНТУА́Н АНДРЕ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНТУА́Н (Antoine) Андре (31.1.1858, Лимож – 9.10.1943, Пулиген), франц. режиссёр, актёр, теоретик театра. Начинал как клакер, затем статист в «Комеди Франсез». С 1883 служил в Газовой компании. Cблизился с любительскими театральными коллективами Парижа. Стал приверженцем Э. Золя и близкого ему лит. окружения, сторонником натурализма. В 1887 основал в Париже «Свободный театр» (в 1894 покинул его из-за финансовых трудностей), в котором утвердил осн. принципы развития режиссёрского театра. Основание этого театра положило начало движению т. н. свободных и независимых театров Европы. Провозгласив свободу от коммерч. интересов и независимость от цензуры, в основу деятельности театра А. положил принцип «либерального эклектизма», ориентируясь на постановку новой драмы, как натуралистической, так и символистской. А. открыл для Франции драматургию Г. Ибсена («Привидения», 1890; «Дикая утка», 1891), Л. Н. Толстого («Власть тьмы», 1888), Г. Гауптмана («Ткачи», 1893). В постановках А. спектакль превратился в целостное худож. произведение, подчинённое единому замыслу режиссёра. Мизансцены создавали у зрителя ощущение подлинности и непрерывности течения жизни. А. придал правдивость массовым сценам, наделив их героев точно проработанными индивидуализир. характерами. Стремясь создать иллюзию реальности, А. реформировал сценич. освещение. Значительно поднял общий уровень культуры спектакля, отказался от принятой во франц. театре системы амплуа. Сам А. был ярким актёром (Аким – «Власть тьмы», Освальд – «Привидения»). В 1897 открыл в Париже коммерч. «Театр Антуана» (руководил им до 1906), пытаясь совместить режиссёрские интересы с кассовыми. В 1906–1914 директор театра «Одеон» (оставил его, испытывая трудности в руководстве гос. театром, актёры которого не были воспитаны в единой худож. системе). С 1914 занимался теорией театра. Снимал фильмы («Братья-корсиканцы» по А. Дюма-отцу, 1917; «Труженики моря» по В. Гюго, 1917; «Арлезианка» по А. Доде, 1922).