ТОЛСТО́Й ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТОЛСТО́Й Лев Николаевич [28.8(9.9).1828, усадьба Ясная Поляна, ныне Щёкинского р-на Тульской обл. – 7(20).11.1910, ст. Астапово Рязано-Уральской ж. д., ныне ст. Лев Толстой Курской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне], граф, рус. писатель, публицист, мыслитель и обществ. деятель. Из рода Толстых – по отцу и князей Волконских – по материнской линии. Раннее детство провёл в Ясной Поляне. В 1837 семья Т. переехала в Москву, затем – в Казань, где Т. в 1844 поступил на филос. ф-т Казанского ун-та, в 1845 перешёл на юридич. ф-т. С ранней юности испытал глубокое воздействие идей Ж. Ж. Руссо. В 1847, разочарованный в университетском образовании, подал прошение об исключении из ун-та и отправился в Ясную Поляну, надеясь испробовать себя на новом поприще – благоустроить быт своих крепостных крестьян. Опыт не удался: крестьяне не понимали барина, отказываясь от его советов и помощи. Спустя неск. лет Т. опишет это в рассказе «Утро помещика» (1856), герой которого Нехлюдов наделён чертами самого автора. Вернувшись из Ясной Поляны, Т. провёл неск. лет в С.-Петербурге и Москве, отдаваясь развлечениям. В апр. 1851 уехал на Кавказ, в янв. 1852 поступил на воен. службу в артиллерию; участвовал в сражениях Кавказской войны 1817–64 и работал над повестью «Детство», которая под назв. «История моего детства» была опубликована в 1852 в ж. «Современник» и принесла Т. большой успех. В 1854 в «Современнике» публикуется повесть «Отрочество», а в 1857 – повесть «Юность». Описание эпизодов детства, отрочества и юности гл. героя – Николеньки Иртеньева, в своей основе автобиографических, сопровождается умозаключениями о природе человека, напоминающими анализ человеческого характера в нравственно-филос. сочинениях прошлого (в частности, в «Опытах» М. Монтеня). Как и трилогия, к очерковой форме тяготеет рассказ «Набег» (1853), отразивший впечатления от событий Кавказской войны, в котором Т. развенчивает и ходульное, исполненное ярких эффектов изображение войны, присущее романтич. «кавказской» прозе в духе А. А. Бестужева (Марлинского), и романтич. представление о благородстве горцев.
Естественность подвига «нижних чинов», солдат и матросов и спор с «парадным» изображением войны преломились в рассказах-очерках «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае» (оба 1855) и «Севастополь в августе 1855 года» (1856), посвящённых Севастопольской обороне 1854–55, в которой Т. принимал участие как арт. офицер. «Севастопольские» рассказы Т. – зерно будущего романа-эпопеи «Война и мир», представляют собой зарисовки нескольких дней из жизни защитников города и тяготеют к форме очерка. Сюжет либо отсутствует (в первом рассказе), либо лишь пунктирно намечен (в двух остальных). Именно в деталях – в изображении будней солдат, матросов, сестёр милосердия, офицеров, горожан – Т. ищет подлинную правду войны. Ключевой мотив «севастопольских» рассказов – противоестественность и безумие войны. Т. прибегает к приёму остранения, обнажая истинное положение вещей и показывая фальшь и ложь общепринятого взгляда на них; этот приём будет широко использоваться Т. и в дальнейшем.
В ноябре 1855 Т. прибывает в С.-Петербург, но уже в мае 1856 от суетной и бессмысленной, как ему кажется, столичной жизни уезжает в Ясную Поляну. Новые произведения (рассказ «Метель», повесть «Два гусара», оба 1856; рассказ «Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн», 1857, и др.) прежнего успеха не имели. Талант сочинителя признавался всеми, но темы, взятые для изображения, представлялись странными, ничтожными, экзотическими: Т. шёл вразрез с господствующей линией литературы, посвятившей себя злободневным «общественным вопросам». Осенью 1859 Т. открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей; сам занимался с детьми историей, давал им темы для сочинений. В 1862 издавал ж. «Ясная Поляна» (вышло 12 номеров), где публиковал свои статьи по вопросам образования. В том же году школу закрыли после полицейского обыска, причиной которого стали подозрения властей, что студенты, преподававшие в яснополянской школе, занимались антиправительств. деятельностью. Выводы из своей педагогич. практики в яснополянской школе Т. сформулировал в ст. «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (1862). По мысли Т., нар. искусство и культура не ниже, а скорее выше культуры и искусства, признанных в образованном обществе. Крестьянские дети хранят душевную чистоту и естественность, утраченную образованными сословиями, и их обучение ценностям «высокой» культуры едва ли необходимо.
23.9(5.10).1862 Т. вступил в брак с дочерью моск. врача Софьей Андреевной Берс; после свадьбы молодые супруги уехали в Ясную Поляну. С. А. Толстая на многие годы стала верной помощницей мужа, переписывая его произведения. В 1863 вышла повесть «Казаки», работу над которой Т. начал ещё в сер. 1850-х гг. Как и многие др. произведения Т., повесть автобиографична: в её основе – кавказские воспоминания писателя, и прежде всего история его неразделённой любви к казачке, жившей в Старогладковской станице. Среди произведений Т. – это наиболее откровенное прославление чувственности, почти гимн ей.
В 1856–63 писатель работал над романом о декабристах (были написаны три первые главы), из которого родился замысел «Войны и мира» – произведения, охватывающего период с 1805 по 1812, с эпилогом, действие которого происходит в 1820 (создавалось и перерабатывалось в 1863–69, изд. в 1865–1869; в изданиях 1873 и 1886 в текст внесены некоторые изменения).
В литературоведении 20 в. жанр «Войны и мира» был определён как роман-эпопея; Т. предпочитал называть своё произведение просто «книгой». В отличие от традиц. романа, в основе сюжета которого – любовный или социальный конфликт, а внешние перемены в судьбах персонажей являются ключевыми элементами повествования, подлинное содержание «Войны и мира» составляют духовная эволюция и нравственные поиски героев. Сосредоточенность на жизни души, тщательный анализ ускользающих подсознательных движений и психологич. состояний, мастерство речевых характеристик персонажей с их неповторимыми индивидуальными интонациями сочетаются у Т. с широтой эпич. охвата действительности, с ощущением полноты и правоты жизни, с прославлением её естественности и силы. К естественности и простоте, к освобождению от мелких эгоистич. чувств и осознанию своей сопричастности другим людям, общей стихии нар. жизни движутся любимые герои Т. – Андрей Болконский и Пьер Безухов, гл. отличит. черта которых – способность к духовному росту. Просты и естественны Наташа Ростова, рус. офицеры и солдаты (капитан Тушин, Тимохин и др.), совершающие подвиги по-будничному, без единой мысли о славе, прост полководец Кутузов, постигший, как и Платон Каратаев, полноту смысла жизни. В историко-филос. главах романа Т., отвергавший историч. науку и полагавший, что движение истории определяется не волей людей, а Провидением, раскрыл своё понимание смысла и законов истории. По Т., историч. события зависят от совпадения множества причин, которые люди установить не в состоянии. Подлинно великий человек не вмешивается в таинственный, не постижимый разумом ход истории, но, ощущая сердцем её законы, стремится не мешать им. Именно таков в романе Кутузов, ничего не предпринимавший накануне решающих сражений, и именно поэтому он – победитель.
В конце 1860-х гг. Т. вновь обратился к педагогич. деятельности, создав «Азбуку» (1872); в дальнейшем переработал издание, выпустив как самостоят. пособия «Арифметику» (1874), «Новую азбуку» и «Русские книги для чтения» (оба 1875); педагогич. опыт обобщил в ст. «О народном образовании» (1874).
В 1877 Т. закончил второй роман – «Анна Каренина» (опубл. в 1875–77), открывающийся многозначным библейским эпиграфом «Мне отмщение, и Аз воздам». Элементы символики и аллегории – новая черта поэтики Т. – приобретают в романе характер лейтмотивов. В нём уже нет присущих «Войне и миру» ощущения сопряжения индивидуального, семейного и безлично-коллективного («роевого») начал, оптимистической веры в жизненные силы. В ситуации, когда, по словам Т., всё «переворотилось и только укладывается», на смену гармонии жизненной целостности приходит осознание дисгармонической обособленности отдельных человеческих судеб. В «Анне Карениной» получает дальнейшее развитие психологизм Т., обращающегося к внутреннему монологу как способу непосредственного воспроизведения чувств и мыслей героя, углубляющему достоверность его психологич. характеристики. История женитьбы Лёвина (общепринятое в отеч. изданиях написание «Левин» надо признать неверным как противоречащее авторской установке Т.), его брака и духовных исканий автобиографична. Она во многом воспроизводит эпизоды женитьбы и семейной жизни Т. и Софьи Андреевны. Имеют легкоузнаваемые прототипы и др. персонажи романа (напр., прообраз брата Лёвина – брат писателя Дмитрий Николаевич). Действие романа происходит в 1873–76, и Т. откликается на животрепещущие темы: крестьянскую реформу, введение независимого суда, воен. реформу, добровольческое движение в поддержку восставших сербов. Оценки реформ Толстым весьма суровы: бездумное перенимание зап. институций вредно, помещичье хозяйство подорвано. Героем-идеологом, смело оспаривающим принятые либеральные мнения, выступает Лёвин.
Во 2-й пол. 1860-х и в 1870-е гг. Т. пережил духовный кризис. Страх смерти, ощущение пустоты и бессмысленности жизни преследовали его. Он пытался искать утешения в философии, в православии, в др. религиях. Кризис был преодолён на рубеже 1870–80-х гг.: Т. пришёл к признанию интуитивной нар. религиозности единственным ответом на вопрос о смысле жизни. О преодолении духовного кризиса и о своей новой вере Т. рассказал в «Исповеди» (созд. в 1879–1882, опубл. в 1884), в трактатах «В чём моя вера?» (1884; запрещён в России сразу после публикации) и «Царство Божие внутри вас, или Христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание» (опубл. на нем. и рус. языках в Германии в 1894).
Религиозно-филос. учение Т. вобрало в себя идеи буддизма и некоторых др. вост. учений, евангельские заповеди и речения Христа, нравств. положения нем. философов И. Канта и А. Шопенгауэра, сочинения франц. историка Ж. Ренана о Христе и раннем христианстве. Его новая вера – это прежде всего нравственное учение. Бог для Т. – высшее, чистое начало в душе человека, воплощение нравств. принципа. Существующие христианские религии, в частности православие, он считал извращающими дух и сущность вероучения Христа, не мог принять сверхразумного в богословии (церковных догматов), упрекал Церковь в примирении с насилием или даже в его оправдании. По мысли Т., никакое насилие недопустимо в человеческом обществе. Преодоление зла, осуществление христианского идеала всеобщего братства возможны только благодаря нравств. совершенствованию человека.
Т. предложил собственный, внецерковный вариант христианства, в котором отрицались Церковь как сакральный институт и мистическое Тело Христово. Христос в понимании Т. – не Богочеловек, а совершенный человек, подобный Будде, Сократу и др. учителям человечества. В Евангелиях, по мнению Т., образ Иисуса Христа и его учение подверглись искажению; попытку переписать их, приведя в соответствие с собств. вероучением, он предпринял в трактате «Соединение и перевод четырёх Евангелий» (опубл. за границей в 1892–94) и др. сочинениях. Христианская идея аскетизма преобразуется Т. в идею опрощения, прежде всего – как отказа представителей господствующих сословий и классов от своих социальных преимуществ, как считал Т., несправедливых. На первый план выдвигается идея социального служения ближним – бедным и обездоленным. В 1882 Т. принял участие в переписи московского населения, показав бедственное положение трудового народа в ст. «О переписи в Москве» (1882); активно участвовал в организации обществ. помощи голодающим крестьянам в 1891, 1893 и 1898.
Переосмыслив свою жизнь, Т. пришёл к выводу, что она ложная. Умеренность желаний, отказ от роскоши, нажитой благодаря работе других, личный труд, прежде всего физический, освобождение от страстей, ограничение или подавление полового влечения – таковы, согласно Т., должны быть нравств. ориентиры. И прежде считавший, что люди из простого народа во многом лучше, естественнее представителей высших сословий, Т. теперь полагает, что только жизнь простого народа близка к нравств. истинам. В публицистич. произведении «Так что же нам делать?» (созд. в 1882, опубл. частично в 1885–86; полностью под загл. «Какова моя жизнь?», Женева, 1889, в России в 1906) утверждал, что частная собственность на землю противоестественна, что государство, прибегающее к насилию, к жестоким наказаниям, не имеет права существовать. В ст. «Что такое искусство?» (1897–98) Т. отвергает всё созданное в мировой культуре людьми из господствующих классов, поскольку единственная истинная функция иск-ва – дать «знание различия между добром и злом» и её в полной мере выполняет только иск-во, созданное простыми людьми.
В творчестве позднего Т. отчётливо проявилось стремление к простоте и лаконизму стиля, к прямой назидательности. Он создал многочисл. произведения в подражание нар. легендам и сказкам («Чем люди живы», 1881, «Где любовь, там и Бог», «Вражье лепко, а Божье крепко», «Два старика», все 1885; «Много ли человеку земли нужно», 1886), в которых выразил своё понимание учения Христа, представления о достойной и праведной жизни, об идеальном обществе; многие из них выходили в изд-ве «Посредник», организованном в просветительских целях по инициативе Т. в 1884. Развращающее влияние города на деревню Т. изобличил в драме «Власть тьмы» (1886), написанной колоритным нар. языком. Нелепая в своей праздности жизнь барского семейства представлена в комедии «Плоды просвещения» (созд. в 1886–90, опубл. в 1891).
Неправильность жизни людей и устройства общества становится осн. темой творчества Т. позднего периода. К истории жизни кн. Степана Касатского, человека крайне самолюбивого, приходящего через искушение славой к простой смиренной жизни нищего странника, обращена повесть «Отец Сергий», над которой Т. работал в 1890-е гг. (опубл. в 1911, посм.). Любовь между мужчиной и женщиной как низменное, недостойное человека чувство представлено в повести «Крейцерова соната» (созд. в 1887–89, опубл. в 1891). Ненормальность законов и власти, принуждающих разлюбивших и готовых расстаться друг с другом супругов к продолжению совместной жизни, показана в пьесе «Живой труп» (1900, опубл. в 1911, посм.). В рассказе «Холстомер» (1885) уродство отношений между людьми обнажено благодаря показу всего происходящего через восприятие лошади: трагич. судьба мудрого мерина Холстомера контрастирует с историей бессмысленного существования его прежнего хозяина, развратного и эгоистичного князя Серпуховского. В центре повести «Смерть Ивана Ильича» (1886) и рассказа «Хозяин и работник» (1895) – прозрение героя, его нравственное, духовное преображение на пороге смерти. К форме притчи тяготеет рассказ «Фальшивый купон» (1904, опубл. в 1911, посм.) – блестящий образец поздней сжатой, лишённой излишних подробностей толстовской манеры письма.
С 1889 по 1899 Т. работал над своим последним романом – «Воскресение» (опубл. в 1899 в России с цензурными изъятиями и заменами, одновременно в Лондоне в изд-ве В. Г. Черткова с восстановлением ряда цензурных изъятий и замен) о нравственном возрождении богатого дворянина Дмитрия Ивановича Нехлюдова и проститутки Катюши Масловой, которую Нехлюдов когда-то соблазнил. В «Воскресении», как и в др. сочинениях этого периода, Т. отказывается от своего любимого приёма изображения героев – «диалектики души»; ему на смену приходят прямые суждения-оценки Нехлюдовым себя и окружающих людей. Изображая персонажей разных сословий – сановников, уголовных преступников, революционеров, Т. выступает в роли безжалостного судьи обществ. и гос. устройства.
В отличие от др. поздних произведений Т., в повести «Хаджи-Мурат» (созд. в 1896–1904, опубл. в 1912, посм.) об истории сложных взаимоотношений Хаджи-Мурата и имама Шамиля отсутствует очевидная авторская мораль: писатель изобличает ненормальность жизни и нравов рус. света и двора, изображая их через восприятие Хаджи-Мурата, «естественного героя» – тип, привлекавший внимание ещё молодого Т.
Т. – публицист и учитель жизни – приобрёл большую известность не только в России, но и во всём мире: его моральный и личный авторитет был огромен. Ясная Поляна стала местом настоящего паломничества: к Т. за советом приходили люди разных сословий и из мн. стран. 22.2(7.3).1901 Святейший Синод, указывая на антиправославный дух толстовского учения, вынес определение: Т. отпал от Церкви. Но отлучение не поколебало исключит. влияния Т. на рус. общество. На юге России последователи Т. – толстовцы создавали с.-х. коммуны, совместно обрабатывали землю. Позиция Т. – обличителя обществ. и гос. неправды, провозглашающего вероучение всечеловеческой братской любви и труда, – проявилась в статьях «Не убий никого» (1907), «Не могу молчать» (1908), «Закон насилия и закон любви» (1909), кн. «Путь жизни» (1910, опубл. в 1911, посм.).
С нач. 1880-х гг. в отношениях между Т., его женой и сыновьями нарастает взаимное отчуждение. Разлад между учением, призывавшим к отказу от богатства, и собственной жизнью был для него нестерпимо тяжек. Между ним и Софьей Андреевной начинается конфликт из-за имущества и доходов от изданий сочинений писателя. В 1883 Т. предоставил жене полную доверенность на ведение всех имуществ. дел, в 1892 разделил всё своё имущество между женой, сыновьями и дочерьми. На все свои сочинения, вышедшие после 1881 (этот год он считал началом собственного нравств. обновления), Т. предоставил издателям право на свободное издание. 22.7(4.8).1910 Т. составил завещание, в котором предоставлял всем издателям право на публикацию своих произведений – как написанных после 1881, так и более ранних. Новое завещание обострило отношения с женой. Ощущая невозможность сохранения мира в семье, Т. в пять часов утра 28.10(10.11).1910 вместе со своим доктором Д. П. Маковицким покинул Ясную Поляну. Через несколько дней к ним присоединилась дочь Т. – Александра Львовна. Т. намеревался ехать на юг, потом, скорее всего, за границу. Думал начать крестьянствовать. 31.10(13.11) поезд, следовавший в Ростов-на-Дону, прибыл на ст. Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Т., у которого поднялась температура, был вынужден остановиться в домике начальника станции, где и умер от воспаления лёгких.
Значение Т. для рус. и мировой культуры велико и разнообразно. Реализм Т., крупнейшего представителя рус. реалистич. школы, стал связующим звеном между традициями романа 19 в. и литературой 20 в., оказав очень большое воздействие как на отеч., так и на зарубежную лит-ру. В творчестве Т. аналитич. психологизм, исследование душевной жизни в её напряжённом поиске, неуловимых переживаниях, сложности и запутанности подсознательных импульсов, в соотношении постоянного и изменчивого, позволяя создать убедительные в своей внутренней индивидуальности живые образы, сочетались со стремлением к широкому и целостному охвату действительности, с непосредственностью и откровенностью тона, с силой и резкостью обнажения социальных противоречий, с желанием постичь законы движения жизни. Им восхищались Г. де Мопассан и Г. Флобер; о нём писали Р. Роллан, С. Цвейг, Т. Манн. Созданный Т. роман-эпопея – многопланное, с множеством действующих лиц и параллельными сюжетными линиями повествование – стал образцом жанра как для отечественной («Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака, «Красное Колесо» А. И. Солженицына), так и для зарубежной («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси, «Семья Тибо» Р. Мартена дю Гара, «Будденброки» Т. Манна и др.) литературы. Разработанные Т. принципы психологич. анализа предвосхитили модернистский приём потока сознания. Изображение Т. человека в ситуации кризиса, неожиданного перелома явилось предметом размышлений для философов-экзистенциалистов (Лев Шестов и др.). Теория непротивления злу насилием оказала глубокое воздействие на М. К. Ганди. В совр. мире Т. остаётся одним из наиболее известных и читаемых рус. писателей.