ГА́НДИ МОХАНДАС КАРАМЧАНД
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГА́НДИ (Махатма Ганди) Мохандас Карамчанд (2.10.1869, Порбандар – 30.1.1948, Дели), один из гл. лидеров освободит. борьбы народов Индии, основоположник идеологии гандизма. Родился в семье гл. мин. гуджаратского кн-ва Порбандар. Принадлежал к касте торговцев – банья. Воспитывался в условиях строгого соблюдения обычаев индуистской религии и принципов аскетизма, что наложило яркий отпечаток на его мировоззрение. В 1888–91 получил юридич. образование в Лондоне. До 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893–1914 служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Юж. Африке. Здесь впервые проявил себя как политич. деятель. В 1894 основал Инд. конгресс Наталя, который развернул борьбу против расовой дискриминации местного инд. населения; в 1906–13 руководил борьбой индийцев Трансвааля за признание их гражд. прав. В юж.-афр. период жизни, познакомившись с учением Л. Н. Толстого и опираясь на принцип ахимсы (санскр. – непричинение зла всему живому), Г. выработал тактику мирного, ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграха (санскр. – упорство в истине).
По возвращении на родину в янв. 1915 Г. основал центр обучения сатьяграхе (Сабармати-ашрам) и организовал серию локальных кампаний гражд. неповиновения. Г. и его последователи выступали на митингах с призывами к борьбе против брит. господства с использованием ненасильственных форм. Г. осуждал также классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя из «принципа опеки». С 1920 он стал ключевой фигурой в Индийском национальном конгрессе (ИНК). Под рук. Г. ИНК превратился из орг-ции политич. элиты Брит. Индии в массовую демократич. партию. В авг. 1920 Г. возглавил общенациональную кампанию гражд. неповиновения. Её программа предусматривала отказ от титулов и поч. должностей, бойкот судов, законодат. органов и прекращение службы в брит. колониальных учреждениях. Формами протеста были массовые митинги, демонстрации, пикеты. После того как в февр. 1922 в Чаури-Чаура толпа крестьян сожгла полицейский участок, Г. заявил о прекращении кампании, вышедшей за рамки ненасилия. Обвинённый в организации беспорядков, Г. в марте 1922 был арестован и приговорён к 6 годам тюремного заключения, однако в дек. 1924 по состоянию здоровья выпущен на свободу. На неск. лет Г. отошёл от антиколониальной борьбы и сосредоточил свои усилия на борьбе за ликвидацию института «неприкасаемых», за обеспечение единства индусов и мусульман, за создание нац. школ. Идеализируя патриархальные отношения и проповедуя исключительность историч. развития Индии, Г. выступал за возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла, кустарной пром-сти на основе повсеместного введения ручного прядения и ткачества, в которых видел не только средство облегчения положения широких слоёв населения, но и возможность освободить инд. экономику от иностр. зависимости и сохранить культурные традиции.
С началом нового подъёма антиколониальной борьбы в Индии в конце 1920-х гг. в связи с отказом Великобритании предоставить Индии статус доминиона, как того требовал ИНК, Г. вернулся к политической деятельности и организовал 2-ю общенациональную акцию неповиновения. 12.3–6.4.1930 он возглавил «соляной поход», в рамках которого сотни тысяч индийцев двинулись к берегу Аравийского м. и стали выпаривать соль, протестуя тем самым против соляной монополии, установленной брит. колониальными властями. За организацию «соляного похода» Г. был арестован и почти год провёл в тюрьме. В марте 1931 он подписал соглашение с брит. властями, по которому приостанавливал акции протеста в обмен на освобождение арестованных членов ИНК и определённые экономич. уступки деловым кругам Индии. В том же году он представлял ИНК на 2-й Конференции круглого стола в Лондоне по общинно-религ. вопросу. В янв. 1932 – марте 1934 Г. руководил кампанией гражд. неповиновения в форме индивидуальной сатьяграхи, неоднократно объявлял голодовки. В 1934 он вышел из ИНК, обвинив его ведущих деятелей в том, что они рассматривают ненасилие лишь как средство политич. борьбы, а не как гл. принцип обществ. жизни. Однако, несмотря на разрыв с ИНК, Г. оставался одним из его фактич. лидеров до конца жизни. Во 2-й пол. 1930-х гг. он занимался проблемами инд. деревни (создание системы деревенского самоуправления) и улучшением положения «неприкасаемых».
В 1942, во время 2-й мировой войны, Г. выдвинул в отношении брит. колонизаторов лозунг: «Вон из Индии!», мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать сопротивление япон. агрессии. В том же году Г. был арестован и находился в тюрьме до 1944. В 1947 он выступил против раздела Брит. Индии на Инд. Союз и Пакистан по религ.-общинному принципу. С риском для жизни Г. посещал места кровопролитных столкновений индусов и мусульман и призывал их к мирному сосуществованию. Был убит членом индусской орг-ции Хинду Маха Сабха, недовольной выступлениями Г. в защиту мусульм. меньшинства в Индии.
Ставя перед индийцами цель поэтапного и постепенного продвижения к независимости, Г. считал, что эта цель достижима лишь при условии объединения всех социальных, кастовых, этнич. и конфессиональных групп и парт. сил под единым руководством наиболее авторитетной и представительной общеиндийской орг-ции – ИНК. В сатьяграхе, сочетавшей активную оппозицию колониальному режиму с ненасилием, Г. видел универсальную форму нац. и социальной консолидации инд. общества. Проповедуя ахимсу, Г. принял обет брахмачари (воздержания от мирских соблазнов и искушений) и вёл аскетич. образ жизни. Он был убеждён, что политич. и духовный лидер должен быть нравственно-этич. ориентиром общества. Образ праведного наставника-мудреца, традиционно харизматический в Индии, возвышал Г. над др. политиками. Его называли Махатмой (санскр. – Великая душа), Бапу (санскр. – Отец).