Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГА́НДИ МОХАНДАС КАРАМЧАНД

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 379-380

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Кашин

ГА́НДИ (Ма­хат­ма Ган­ди) Мо­хан­дас Ка­рам­чанд (2.10.1869, Пор­бан­дар – 30.1.1948, Де­ли), один из гл. ли­де­ров ос­во­бо­дит. борь­бы на­ро­дов Ин­дии, ос­но­вопо­лож­ник идео­ло­гии ган­диз­ма. Ро­дил­ся в се­мье гл. мин. гуд­жа­рат­ско­го кн-ва Пор­бан­дар. При­над­ле­жал к кас­те тор­гов­цев – ба­нья. Вос­пи­ты­вал­ся в ус­ло­ви­ях стро­го­го со­блю­де­ния обы­ча­ев ин­дуи­ст­ской ре­ли­гии и прин­ци­пов ас­ке­тиз­ма, что на­ло­жи­ло яр­кий от­пе­ча­ток на его ми­ро­воз­зре­ние. В 1888–91 по­лу­чил юри­дич. об­ра­зо­ва­ние в Лон­до­не. До 1893 за­ни­мал­ся ад­во­кат­ской прак­ти­кой в Бом­бее. В 1893–1914 слу­жил юрис­кон­суль­том гуд­жа­рат­ской тор­го­вой фир­мы в Юж. Аф­ри­ке. Здесь впер­вые про­явил се­бя как по­ли­тич. дея­тель. В 1894 ос­новал Инд. кон­гресс На­та­ля, ко­то­рый раз­вер­нул борь­бу про­тив ра­со­вой дис­кри­ми­на­ции ме­ст­но­го инд. на­се­ле­ния; в 1906–13 ру­ко­во­дил борь­бой ин­дий­цев Транс­ваа­ля за при­зна­ние их гражд. прав. В юж.-афр. пе­ри­од жиз­ни, по­зна­ко­мив­шись с уче­ни­ем Л. Н. Тол­сто­го и опи­ра­ясь на прин­цип ахим­сы (санскр. – не­при­чи­не­ние зла все­му жи­во­му), Г. вы­ра­бо­тал так­ти­ку мир­но­го, не­на­силь­ст­вен­но­го со­про­тив­ле­ния, на­зван­ную им сатья­гра­ха (санскр. – упор­ст­во в ис­ти­не).

По воз­вра­ще­нии на ро­ди­ну в янв. 1915 Г. ос­но­вал центр обу­че­ния сатья­гра­хе (Са­бар­ма­ти-аш­рам) и ор­га­ни­зо­вал се­рию ло­каль­ных кам­па­ний гражд. не­по­ви­но­ве­ния. Г. и его по­сле­до­ва­те­ли вы­сту­па­ли на ми­тин­гах с при­зы­ва­ми к борь­бе про­тив брит. гос­под­ства с ис­поль­зо­ва­ни­ем не­на­силь­ст­вен­ных форм. Г. осу­ж­дал так­же клас­со­вую борь­бу и про­по­ве­до­вал раз­ре­ше­ние со­ци­аль­ных кон­флик­тов пу­тём ар­бит­ра­жа, ис­хо­дя из «прин­ци­па опе­ки». С 1920 он стал клю­че­вой фи­гу­рой в Ин­дий­ском на­цио­наль­ном кон­грес­се (ИНК). Под рук. Г. ИНК пре­вра­тил­ся из орг-ции по­ли­тич. эли­ты Брит. Ин­дии в мас­со­вую де­мо­кра­тич. пар­тию. В авг. 1920 Г. воз­гла­вил об­ще­на­цио­наль­ную кам­па­нию гражд. не­по­ви­но­ве­ния. Её про­грам­ма пре­ду­смат­ри­ва­ла от­каз от ти­ту­лов и поч. долж­но­стей, бой­кот су­дов, за­ко­но­дат. ор­га­нов и пре­кра­ще­ние служ­бы в брит. ко­ло­ни­аль­ных уч­ре­ж­де­ни­ях. Фор­ма­ми про­тес­та бы­ли мас­со­вые ми­тин­ги, де­мон­ст­ра­ции, пи­ке­ты. По­сле то­го как в февр. 1922 в Чау­ри-Чау­ра тол­па кре­сть­ян со­жгла по­ли­цей­ский уча­сток, Г. зая­вил о пре­кра­ще­нии кам­па­нии, вы­шед­шей за рам­ки не­на­си­лия. Об­ви­нён­ный в ор­га­ни­за­ции бес­по­ряд­ков, Г. в мар­те 1922 был аре­сто­ван и при­го­во­рён к 6 го­дам тю­рем­но­го за­клю­че­ния, од­на­ко в дек. 1924 по со­стоя­нию здо­ро­вья вы­пу­щен на сво­бо­ду. На неск. лет Г. ото­шёл от ан­ти­ко­ло­ни­аль­ной борь­бы и со­сре­до­то­чил свои уси­лия на борь­бе за ли­к­ви­да­цию ин­сти­ту­та «не­при­ка­сае­мых», за обес­пе­че­ние един­ст­ва ин­ду­сов и му­суль­ман, за соз­да­ние нац. школ. Идеа­ли­зи­руя пат­ри­ар­халь­ные от­но­ше­ния и про­по­ве­дуя ис­клю­чи­тель­ность ис­то­рич. раз­ви­тия Ин­дии, Г. вы­сту­пал за воз­ро­ж­де­ние кре­сть­ян­ской об­щи­ны, де­ре­вен­ско­го ре­мес­ла, кус­тар­ной пром-сти на ос­но­ве по­все­ме­ст­но­го вве­де­ния руч­но­го пря­де­ния и тка­че­ст­ва, в ко­то­рых ви­дел не толь­ко сред­ст­во об­лег­че­ния по­ло­же­ния ши­ро­ких сло­ёв на­се­ле­ния, но и воз­мож­ность ос­во­бо­дить инд. эко­но­ми­ку от иностр. за­ви­си­мо­сти и со­хра­нить куль­тур­ные тра­ди­ции.

С на­ча­лом но­во­го подъ­ё­ма ан­ти­ко­лони­аль­ной борь­бы в Ин­дии в конце 1920-х гг. в свя­зи с от­ка­зом Ве­ли­ко­бри­та­нии пре­дос­та­вить Ин­дии ста­тус до­ми­нио­на, как то­го тре­бо­вал ИНК, Г. вер­нул­ся к по­ли­тической дея­тель­но­сти и ор­га­ни­зо­вал 2-ю об­ще­на­цио­наль­ную ак­цию не­по­ви­но­ве­ния. 12.3–6.4.1930 он воз­гла­вил «со­ля­ной по­ход», в рам­ках ко­то­ро­го сот­ни ты­сяч ин­дий­цев дви­ну­лись к бе­ре­гу Ара­вий­ско­го м. и ста­ли вы­па­ри­вать соль, про­тес­туя тем са­мым про­тив со­ля­ной мо­но­по­лии, ус­та­нов­лен­ной брит. ко­ло­ни­аль­ны­ми вла­стя­ми. За ор­га­ни­за­цию «со­ля­но­го по­хо­да» Г. был аре­сто­ван и поч­ти год про­вёл в тюрь­ме. В мар­те 1931 он под­пи­сал со­гла­ше­ние с брит. вла­стя­ми, по ко­то­ро­му при­ос­та­нав­ли­вал ак­ции про­тес­та в об­мен на ос­во­бо­ж­де­ние аре­сто­ван­ных чле­нов ИНК и оп­ре­де­лён­ные эко­но­мич. ус­туп­ки де­ло­вым кру­гам Ин­дии. В том же го­ду он пред­став­лял ИНК на 2-й Кон­фе­рен­ции круг­ло­го сто­ла в Лон­до­не по об­щин­но-ре­лиг. во­про­су. В янв. 1932 – мар­те 1934 Г. ру­ко­во­дил кам­па­ни­ей гражд. не­по­ви­но­ве­ния в фор­ме ин­ди­ви­ду­аль­ной сатья­гра­хи, не­од­но­крат­но объ­яв­лял го­ло­дов­ки. В 1934 он вы­шел из ИНК, об­ви­нив его ве­ду­щих дея­те­лей в том, что они рас­смат­ри­ва­ют не­на­си­лие лишь как сред­ст­во по­ли­тич. борь­бы, а не как гл. прин­цип об­ществ. жиз­ни. Од­на­ко, не­смот­ря на раз­рыв с ИНК, Г. ос­та­вал­ся од­ним из его фак­тич. ли­де­ров до кон­ца жиз­ни. Во 2-й пол. 1930-х гг. он за­ни­мал­ся про­бле­ма­ми инд. де­рев­ни (соз­да­ние сис­те­мы де­ре­вен­ско­го са­мо­управ­ле­ния) и улуч­ше­ни­ем по­ло­же­ния «не­при­ка­сае­мых».

В 1942, во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны, Г. вы­дви­нул в от­но­ше­нии брит. ко­ло­ни­за­то­ров ло­зунг: «Вон из Ин­дии!», мо­ти­ви­руя это тем, что толь­ко не­за­ви­си­мая Ин­дия смо­жет ока­зать со­про­тив­ле­ние япон. аг­рес­сии. В том же го­ду Г. был аре­сто­ван и на­хо­дил­ся в тюрь­ме до 1944. В 1947 он вы­сту­пил про­тив раз­дела Брит. Ин­дии на Инд. Со­юз и Па­ки­стан по ре­лиг.-об­щин­но­му прин­ци­пу. С рис­ком для жиз­ни Г. по­се­щал мес­та кро­во­про­лит­ных столк­но­ве­ний ин­ду­сов и му­суль­ман и при­зы­вал их к мир­но­му со­су­ще­ст­во­ва­нию. Был убит чле­ном ин­дус­ской орг-ции Хин­ду Ма­ха Саб­ха, не­до­воль­ной вы­сту­п­ле­ния­ми Г. в за­щи­ту му­сульм. мень­шин­ст­ва в Ин­дии.

Ста­вя пе­ред ин­дий­ца­ми цель по­этап­но­го и по­сте­пен­но­го про­дви­же­ния к не­за­ви­си­мо­сти, Г. счи­тал, что эта цель дос­ти­жи­ма лишь при ус­ло­вии объ­е­ди­не­ния всех со­ци­аль­ных, кас­то­вых, эт­нич. и кон­фес­сио­наль­ных групп и парт. сил под еди­ным ру­ко­во­дством наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ной и пред­ста­ви­тель­ной об­ще­ин­дий­ской орг-ции – ИНК. В сатья­гра­хе, со­че­тав­шей ак­тив­ную оп­по­зи­цию ко­ло­ни­аль­но­му ре­жи­му с не­на­си­ли­ем, Г. ви­дел уни­вер­саль­ную фор­му нац. и со­ци­аль­ной кон­со­ли­да­ции инд. об­ще­ст­ва. Про­по­ве­дуя ахим­су, Г. при­нял обет брах­ма­ча­ри (воз­дер­жа­ния от мир­ских со­блаз­нов и ис­ку­ше­ний) и вёл ас­ке­тич. об­раз жиз­ни. Он был убе­ж­дён, что по­ли­тич. и ду­хов­ный ли­дер дол­жен быть нрав­ст­вен­но-этич. ори­ен­ти­ром об­ще­ст­ва. Об­раз пра­вед­но­го на­став­ни­ка-муд­ре­ца, тра­ди­ци­он­но ха­риз­ма­ти­че­ский в Ин­дии, воз­вы­шал Г. над др. по­ли­ти­ка­ми. Его на­зы­ва­ли Ма­хат­мой (санскр. – Ве­ли­кая ду­ша), Ба­пу (санскр. – Отец).

Соч.: The collected works. New Delhi, 1958–1994. Vol. 1–100; Моя жизнь. М., 1959.

Лит.: Рол­лан Р. Ма­хат­ма Ган­ди. Л., 1924; Fi­scher L. The life of Mahatma Gandhi. L., 1951; Tendulkar D. G. Mahatma. Life of M. K. Gan­dhi. Bombay, 1951–1954. Vol. 1–8; Нам­бу­ди­ри­пад Е. М. Ма­хат­ма Ган­ди и ган­дизм. М., 1960; Ко­ма­ров Э. Н., Лит­ман А. Д. Ми­ро­воз­зре­ние М. К. Ган­ди. М., 1969; Мар­ты­шин О. В. По­ли­ти­че­ские взгля­ды М. К. Ган­ди. М., 1970; Nanda B. R. Three statesmen. Gokhale, Gandhi and Nehru. New Delhi, 2004; Sharma J.S. Mahatma Gandhi. A descriptive bibliography. 2nd ed. New Delhi, 1968.

Вернуться к началу