ГАНДИ́ЗМ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАНДИ́ЗМ, социально-политич. и религ.-филос. учение, возникшее в период борьбы Индии за независимость и получившее название по имени его основоположника – М. К. Ганди. Осн. политич. цели, принципы и характерные черты Г.: достижение независимости Индии мирными средствами путём массовых, а также индивидуальных действий протеста при соблюдении ненасилия; объединение в борьбе за независимость индийцев без различия религ., этнич., кастовой и социальной принадлежности под рук. Индийского национального конгресса (ИНК); в области обществ. отношений – разрешение конфликтов путём компромисса, возрождение сельской общины и ремесленного произ-ва, опрощение, соблюдение традиц. инд. моральных и этич. ценностей. Г. сформировался под влиянием этич. концепций Г. Д. Торо, Л. Н. Толстого, Дж. Рёскина, идей бхакти и инд. реформаторов индуизма 19 в., религ.-филос. школ буддизма и джайнизма.
В рамках Г. была разработана и осуществлялась соответствовавшая инд. условиям оригинальная политич. модель нац.-освободит. движения, обеспечивавшая консолидацию его либерального и радикального течений (т. н. умеренных и крайних). В обществ.-политич. и филос. принципах Г. нашли отражение интересы и стремления разл. слоёв: крестьянства, ремесленников, предпринимателей, рабочих. Призыв к нац. единству был основан на морально-этич. ценностях, способных объединять имущих и неимущих, брахманов и «неприкасаемых», индусов и мусульман, преодолеть этнич. перегородки и возродить традиц. инд. социально-культурные институты.
Основа Г. – принцип ненасилия, который предусматривал использование средств мирного политич. и социального протеста. М. К. Ганди придавал принципу ненасилия характер непререкаемой религ. заповеди (по формуле «Правда и Ненасилие»). Он также ссылался на древнюю инд. заповедь – непричинение вреда живому, готовность к страданию и самопожертвованию (ахимса). Разработанный Ганди и принятый ИНК метод ненасильств. действий имел две осн. формы: гражд. неповиновение – сатьяграха (санскр. – упорство в истине) и несотрудничество. Гражд. неповиновениe выражалось в отказе от соблюдения отд. законов колониальных властей, в проведении забастовок и, как исключение, в отказе от уплаты налогов. Важное место отводилось голодовкам протеста, особенно голодовкам самого Ганди. Несотрудничество предусматривало отказ от титулов, поч. должностей и званий, пожалованных колониальными властями, бойкот контролируемых англичанами учебных заведений, выборов в законодат. органы власти, иностр. товаров. Для тактики Г. характерно стремление к наращиванию требований уступок и разрешению конфликтов с властями, а также социальных противоречий путём переговоров и достижения компромисса («прелесть компромисса», по выражению Ганди).
В религ.-филос. системе Г. приверженность Правде и поиски истины тесно связаны с требованием морально-нравственного самосовершенствования. Эта связь была положена в основу сформулированной М. К. Ганди «теории опеки» как пути преодоления классового противостояния. Собственники средств произ-ва, считал Ганди, должны рассматривать себя лишь в роли опекунов своей собственности, использовать её во благо общества и ограничить своё потребление. Ганди предпринимал попытку привнести в политику нравственность, провозгласил примат «средств» над «целями» и считал «средство» критерием допустимости и оценки политич. действия.
Социальная цель Г. – достижение всеобщего благоденствия («сарводайя»). Сформулированная М. К. Ганди «конструктивная программа» предусматривала всемерное развитие ручного ткачества и прядения (прялка стала символом ИНК), налаживание отношений между индусской и мусульм. общинами, ликвидацию института «неприкасаемых» и устранение дискриминации по кастовой принадлежности, развитие нац. образования, пропаганду трезвости. Ганди считал преодоление кастовой дискриминации одной из важнейших предпосылок единства нации. Предусматривалось улучшение экономич. положения низких каст и вовлечение «неприкасаемых» в обществ.-политич. жизнь путём резервирования за ними части мест в выборных представительных органах. Особое значение придавалось развитию деревни, включая создание органов местного самоуправления – панчаятов. Следование «конструктивной программе» было обязательным для сторонников Ганди. Эта программа стала составной частью программы ИНК. В последние годы жизни Ганди высказывался за создание гос. сектора в крупной пром-сти.
М. К. Ганди привнёс в инд. политич. жизнь образы и фразеологию, заимствованные из традиц. религ.-филос. систем Индостана, однако его принцип соединения религии и политики существенно отличался от понимания этого принципа религ.-общинными деятелями. Религ. универсализм Ганди основывался на признании сущностной общности разл. религий. Обращение Ганди к религ. сознанию служило политич. мобилизации, но не делало нац. движение религиозным. Ганди отстаивал принцип секуляризма как основополагающий в жизни поликонфессионального общества, призывал к единению индусов и мусульман в борьбе за свободу, видя в этом также залог демократич. развития независимой Индии. Идеям Ганди соответствовал его политический образ нац. вождя и наставника, религ. подвижника и бедняка (простейшая домотканая одежда, отказ от спиртных напитков, вегетарианство, неприхотливый быт).
В совр. Индии гандистские методы политич. борьбы (гражд. неповиновение, голодовки протеста) нередко используются партиями и обществ. движениями разл. ориентации, а гандистские представления в той или иной мере наследуются и переосмысливаются в идеологич. установках ряда партий, прежде всего ИНК, и обществ. орг-ций, провозглашающих своей конечной целью воплощение идеалов гандистской «сарводайи».