АХИ́МСА
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АХИ́МСА (санскр. – невреждение), основополагающая добродетель инд. «практической философии», означающая отказ от причинения вреда всему живому действием, словом и мыслью. Впервые упоминается в «Чхандогья-упанишаде» (III, 17.4) наряду с подвижничеством, щедростью, честностью и правдивостью. Выдвижение А. в сер. 1-го тыс. до н. э. в качестве гл. добродетели связано с критикой практики ведийских жертвоприношений (многие из них требовали заклания животных) со стороны неортодоксальных направлений: адживики, джайнизма и буддизма. В джайнизме, разработавшем самую последовательную доктрину и практику А., следование ей предполагало не только бережное отношение ко всему живому, включая червей, насекомых и растения, но и ряд спец. мер (только для монахов) против случайного причинения вреда мелким насекомым и микроорганизмам: ношение марлевой повязки, прикрывающей нос и рот, воздержание от вечернего приёма пищи и питья и т. п. У буддистов А. – первое предписание в системе нравств. правил – шила. «Брахмаджала-сутта» среди преимуществ Будды перед мн. учителями его времени отмечает бережное отношение как к животным, так и к растениям (Дигха-никая, I, 10–11). Под влиянием джайнизма и буддизма А. становится важнейшей добродетелью и для индуистов. Согласно «Махабхарате», подобно тому как следы всех животных растворяются в следе слона, все прочие добрые дела растворяются в А.; практикующий её становится бессмертным и, защищая все живые существа, идёт высшим путём (XII, 237.18–20). В модифицированной форме идеал А. нашёл выражение в инд. мысли 20 в., прежде всего у М. Ганди, видевшем в нём следование истине как таковой, в т. ч. и в политике (сатьяграха – непротивление злу насилием).