Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АХИ́МСА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 573

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. К. Шохин

АХИ́МСА (санскр. – нев­ре­ж­де­ние), ос­но­во­по­ла­гаю­щая доб­ро­де­тель инд. «прак­ти­че­ской фи­ло­со­фии», оз­на­чаю­щая от­каз от при­чи­не­ния вре­да все­му жи­во­му дей­ст­ви­ем, сло­вом и мыс­лью. Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в «Чхан­до­гья-упа­ни­ша­де» (III, 17.4) на­ря­ду с под­виж­ни­че­ст­вом, щед­ро­стью, че­ст­но­стью и прав­ди­во­стью. Вы­дви­же­ние А. в сер. 1-го тыс. до н. э. в ка­че­ст­ве гл. доб­ро­де­те­ли свя­за­но с кри­ти­кой прак­ти­ки ве­дий­ских жерт­во­при­но­ше­ний (мно­гие из них тре­бо­ва­ли за­кла­ния жи­вот­ных) со сто­ро­ны не­ор­тодок­саль­ных на­прав­ле­ний: ад­жи­ви­ки, джай­низ­ма и буд­диз­ма. В джай­низ­ме, раз­ра­бо­тав­шем са­мую по­сле­до­ва­тель­ную док­три­ну и прак­ти­ку А., сле­до­ва­ние ей пред­по­ла­га­ло не толь­ко бе­реж­ное от­но­ше­ние ко все­му жи­во­му, вклю­чая чер­вей, на­се­ко­мых и рас­те­ния, но и ряд спец. мер (толь­ко для мо­на­хов) про­тив слу­чай­но­го при­чи­не­ния вре­да мел­ким на­секо­мым и мик­ро­ор­га­низ­мам: но­ше­ние мар­ле­вой по­вяз­ки, при­кры­ваю­щей нос и рот, воз­дер­жа­ние от ве­чер­не­го приё­ма пи­щи и пи­тья и т. п. У буд­ди­стов А. – пер­вое пред­пи­са­ние в сис­те­ме нравств. пра­вил – ши­ла. «Брах­мад­жа­ла-сут­та» сре­ди пре­иму­ществ Буд­ды пе­ред мн. учи­те­ля­ми его вре­ме­ни от­ме­ча­ет бе­реж­ное от­но­ше­ние как к жи­вот­ным, так и к рас­те­ни­ям (Диг­ха-ни­кая, I, 10–11). Под влия­ни­ем джай­низ­ма и буд­диз­ма А. ста­но­вит­ся важ­ней­шей доб­ро­де­те­лью и для ин­дуи­стов. Со­глас­но «Ма­хаб­ха­ра­те», по­доб­но то­му как сле­ды всех жи­вот­ных рас­тво­ря­ют­ся в сле­де сло­на, все про­чие до­б­рые де­ла рас­тво­ря­ют­ся в А.; прак­ти­кую­щий её ста­но­вит­ся бес­смерт­ным и, за­щи­щая все жи­вые су­ще­ст­ва, идёт выс­шим пу­тём (XII, 237.18–20). В мо­ди­фи­ци­ро­ван­ной фор­ме иде­ал А. на­шёл вы­ра­же­ние в инд. мыс­ли 20 в., пре­ж­де все­го у М. Ган­ди, ви­дев­шем в нём сле­до­ва­ние ис­ти­не как та­ко­вой, в т. ч. и в по­ли­ти­ке (сатья­гра­ха – не­про­тив­ле­ние злу на­си­ли­ем).

Вернуться к началу