КАВКА́ЗСКАЯ ВОЙНА́ 1817–64
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАВКА́ЗСКАЯ ВОЙНА́ 1817–64, принятое в сов. историч. литературе обозначение воен. действий рос. войск на Сев. Кавказе в ходе присоединения региона к Рос. империи.
Активизация рос. войск произошла после приезда на Кавказ назначенного в апр. 1816 команд. Отд. Груз. (с 1820 – Кавказским) корпусом ген.-л. (с 1818 – ген. от инф.) А. П. Ермолова, перед которым была поставлена задача усмирения горских народов и утверждения в регионе фактич. власти рос. администрации. Повышенное внимание к Кавказу, кроме того, определялось его геополитич. и стратегич. значением, необходимостью обеспечения устойчивой связи с недавно присоединённым Закавказьем и возможностью воен.-политич. давления на Османскую империю и Персию. Император и высшее командование в С.-Петербурге полагали, что поставленные задачи могут быть выполнены в сжатые сроки, с миним. людскими и финансовыми потерями. Однако после непосредств. ознакомления с ситуацией на Кавказе Ермолов пришёл к выводу, что в этом регионе можно победить только с помощью длительных воен. действий осадного характера, в частности сооружая воен. линии, состоявшие из цепи крепостей и укреплённых пунктов.
Для защиты рус. населения и давления на горцев А. П. Ермолов перенёс левый фланг Кавказской укреплённой линии с Терека на Сунжу. В 1817–19 были построены укрепление Преградный Стан, крепости Грозная и Внезапная (Сунженская укреплённая линия), что позволило взять под рос. контроль долину р. Сунжа. Для обороны Военно-Грузинской дороги, связывавшей Закавказье с Центр. Россией, создан др. кордон – от Моздокской крепости до Дарьяльского ущелья. В 1821 построена крепость Бурная (рядом с совр. Махачкалой), прикрывавшая юж. районы и каспийское побережье Дагестана. Несколько даг. и чеч. обществ во главе с местными феодалами предприняли нападения на Сунженскую линию, но потерпели неудачу. В ответ на набеги горцев Ермолов провёл воен. экспедиции в Чечню, Кабарду, Закубанье. В 1825 в Чечне началось выступление горцев под предводительством Бей-Булата, подавленное рос. войсками. Ликвидация некоторых ханств и феод. образований не привела к умиротворению региона, став, наоборот, одним из катализаторов развития мюридизма – движения с явной антироссийской направленностью. Его возглавил Гази-Магомед, провозглашённый в 1829/30 имамом Чечни и Дагестана и выдвинувший понятные и простые политич. лозунги всеобщего равенства, истребления ханов (убито св. 30 влиятельных беков) и всякой наследств. власти, объединения правоверных для священной войны против неверных – газавата. При нём начала формироваться структура мусульм. государства на Сев. Кавказе – Имамата.
Собрав горское войско (ок. 10 тыс. чел.), Гази-Магомед в 1830 начал «священную войну» против русских и их сторонников – местных феодалов. В том же году команд. Отд. Кавк. корпусом ген. от инф. И. Ф. Паскевич, сменивший в 1827 А. П. Ермолова, обратился с «Прокламацией к населению Дагестана и кавказских гор», в которой обвинил имама в «возмущении спокойствия», и в ответ объявил ему войну (этот момент совр. историки считают непосредственным началом К. в.). Гази-Магомед предпринял неудачный поход на Хунзах (1830), столицу Авар. ханства. В 1831 его войска заняли селения Параул (резиденцию шамхала Тарковского) и Тарки, но потерпели неудачу при штурме крепости Бурная (её гарнизон понёс тяжёлые потери), совершили набеги на города Дербент и Кизляр (разграблен горцами). В 1832 Гази-Магомед потерпел поражение под Владикавказом и Назранью, в результате чего популярность имама среди горских обществ упала, что заставило его отойти в нагорную часть Дагестана. В окт. 1832 он со своими мюридами был блокирован в ауле Гимры отрядом рос. армии, возглавляемым назначенным в 1831 вместо Паскевича команд. Отд. Кавк. корпусом ген. от инф. Г. В. Розеном, и в результате ожесточённого штурма убит (из его приближённых спасся только Шамиль).
Преемник Гази-Магомеда – Гамзат-бек (второй имам) – продолжил его политику по распространению шариата, следуя тактике стремительных набегов на земли сельских общин и местных феодалов. В 1833–34 он силой подчинил большинство районов Аварии; продолжил истребление горской знати с одновременной конфискацией их имущества. Летом 1834 овладел Хунзахом, уничтожив всю ханскую семью. На территории Сев.-Зап. Дагестана и Юж. Чечни Гамзат-бек продолжил создание самостоят. государства – Имамата, столицей которого был объявлен Хунзах. При нём окончательно сформировалась структура управления горскими территориями, состоявшая из разветвлённой сети его заместителей – наибов (наместников имама и его полномочных представителей в каждом районе). Жестокость Гамзат-бека вызвала недовольство среди аварцев, в первую очередь среди жителей Хунзаха, и он был убит в результате заговора, во главе которого стоял Хаджи-Мурат.
Наиболее интенсивный период К. в. (1834–59) связан с деятельностью преемника Гамзат-бека – Шамиля, третьего имама Чечни и Дагестана. В 1834 рос. войска взяли штурмом аул Гоцатль и вынудили Шамиля покинуть Аварию. Полагая, что авторитету нового лидера горцев нанесён сокрушит. удар, Г. В. Розен в течение 2 лет не вёл активных воен. действий против Шамиля. Внимание рос. командования было обращено на Сев.-Зап. Кавказ (т. к. имп. Николай I полагал, что воен. утверждение России в Черкесии «несравненно важнее», чем в др. районах), территория которого отошла к Рос. империи по Адрианопольскому миру 1829. В ответ на нападения горцев, совершавших набеги на рус. поселения, Розен организовывал воен. экспедиции против отд. племён и аулов. В 1834–37 команд. рос. войсками на Кавказской укреплённой линии ген.-л. А. А. Вельяминов с целью устройства Черноморской береговой линии провёл 4 воен. экспедиции, в результате которых были сооружены Геленджикская укреплённая линия, Абинское и Николаевское укрепления, проложено неск. воен. дорог. Передышка позволила Шамилю укрепиться на Сев.-Вост. Кавказе и значительно увеличить свои вооруж. силы. Летом 1837 после тяжёлых боёв рос. войск под команд. ген.-м. К. К. Фези с отрядами Шамиля в аулах Ашильта, Ахульго и Тилитль было заключено перемирие, фактически означавшее моральную и дипломатич. победу имама, авторитет которого среди горцев вырос. Осенью 1837 в ходе подготовки поездки императора на Кавказ рос. командование с помощью ген.-л. Ф. К. Клюки фон Клюгенау вело переговоры с Шамилем (ему было предложено встретиться с Николаем I и принять рос. подданство), которые закончились безрезультатно.
После пребывания осенью 1837 на Кавказе имп. Николай I, недовольный действиями рос. воен. и гражд. властей в регионе, сместил Г. В. Розена и назначил на его место ген.-л. Е. А. Головина, который продолжил возведение укреплений от устья р. Кубань до Мегрелии (к кон. 1839 были построены укрепления Св. Духа, Новотроицкое, Михайловское, Навагинское, Вельяминовское, Тенгинское, Новороссийское, Головинское и Лазаревское). В 1839 началось наступление на Сев.-Вост. Кавказе: Дагестанский отряд под команд. Головина занял Аргун и разбил войска Шамиля в бою на Аджиахурских высотах, а Чеченский отряд под команд. ген.-л. П. Х. Граббе провёл Ахульго штурм 1839, имам с горсткой своих сторонников прорвался в Чечню. Победы рос. войск в 1840 в боях в Гехинском лесу и на р. Валерик имели локальное значение. В мае 1841 Головин во главе Чеченского и Дагестанского отрядов вытеснил Шамиля с Хубарских высот и занял аул Черкей, что позволило восстановить связь Кавказской укреплённой линии с Дагестаном. Наиболее крупная операция рос. войск в 1842 – Ичкерийская экспедиция Граббе – закончилась неудачей. Имам в течение 1840–43 взял под контроль весь Дагестан и бóльшую часть Чечни. Одновременно усилилось давление на рос. гарнизоны Черноморской береговой линии: черкесы захватили и уничтожили 4 укрепления (Лазаревское, Вельяминовское, Михайловское и Николаевское).
Неудачи на Черноморском побережье, в Чечне и Дагестане привели к отзыву в 1842 Е. А. Головина с Кавказа; его место занял ген. от инф. А. И. Нейдгардт. Численность рос. войск на Кавказе была увеличена, однако это не исправило ситуацию. В 1843 Шамиль осадил Темир-Хан-Шуру (ныне Буйнакск), но взять не смог. Встревоженный потерями рос. войск в регионе, имп. Николай I в 1844 назначил команд. Отд. Кавк. корпусом ген.-л. М. С. Воронцова, наделив его широкими полномочиями. После Даргинской экспедиции 1845 Воронцов, прекратив малоуспешные воен. походы в глубь территории Имамата и вернувшись к ермоловской тактике фронтального продвижения и прочного закрепления на покорённой территории (рубка лесов для свободного доступа к аулам вместе с постройкой новых укреплений и постепенным выдавливанием противника), сумел добиться перелома в ходе К. в. В 1846 имам во главе 10-тысячного отряда пробился через Сунженскую линию и вторгся в Кабарду, однако поход окончился неудачей, вылившись в разграбление мирных населённых пунктов. Осенью 1846 при вторжении в Акушу он потерпел поражение от Дагестанского отряда ген.-л. В. О. Бебутова при селении Кутиши. В 1847 Шамиль после кровопролитного штурма потерял аул Салты, в 1848 – аул Гергебиль, стратегич. укреплённый пункт в Дагестане. В 1849 рос. войска отразили нападение отрядов Шамиля в Кахети и нанесли поражение при штурме Темир-Хан-Шуры.
В течение 1849–52 рос. войска одержали ряд побед в Чечне. Был занят и полностью уничтожен возведённый Шамилем Шалинский окоп, прикрывавший вход к одному из крупнейших чеч. аулов – Шали. В нач. 1851 команд. левым флангом Кавказской укреплённой линии ген.-л. А. И. Барятинский разгромил горцев на р. Бас, а летом ген.-м. Н. П. Слепцов разбил гехинцев в Малой Чечне. Одновременно крупное поражение было нанесено ген.-л. Н. И. Евдокимовым наибу Шамиля Мухаммеду-Эмину у р. Уруп на Сев.-Зап. Кавказе. В зиму 1851/52 рос. войска под команд. Барятинского нанесли ряд стремит. ударов по территории Большой Чечни, в результате которых были взяты аулы Автуры, Гельдыген, Сейд-Юрт, а также захвачены мн. андийские хутора с большими запасами хлеба и сена. В результате этих экспедиций часть горцев Чечни перешла на рос. сторону, включая чеч. наиба Бату. В 1852 рос. войска уничтожили аулы Герменчук и Автуры с окрестностями – наиболее населённую и важную для Шамиля часть Чечни. В февр. 1853 войска Барятинского разбили гл. силы (ок. 20 тыс. чел.) Шамиля на р. Мичик. Крымская война 1853–56 спасла Шамиля от разгрома, продлив существование Имамата на неск. лет. В 1854 его 15-тысячный отряд прорвал Лезгинскую укреплённую линию, однако развить этот успех не удалось. В 1854 команд. Отд. Кавк. корпусом был назначен ген. от инф. Н. Н. Муравьёв (см. Муравьёв-Карский), при котором рос. войска активных боевых действий против горцев не вели, т. к. осн. силы Отд. Кавк. корпуса сражались против войск Османской империи на Закавказском ТВД.
В 1856 начался последний этап К. в., когда команд. Отд. Кавк. корпусом (с 1857 – Кавк. армия) был назначен А. И. Барятинский. В течение 1857–58 рос. войска взяли под контроль всю территорию Чечни, в февр. 1859 отряд Н. И. Евдокимова осадил столицу Имамата – Ведено. Шамиль с остатками своих сил вынужден был отойти в нагорный Дагестан, в высокогорное селение Гуниб, где в августе был блокирован рос. войсками. В ходе Гуниба штурма 1859 имам сдался в плен, Имамат прекратил своё существование. В нояб. 1859, под воздействием известия о сдаче Шамиля, сложили оружие абадзехи во главе с наибом Мухаммедом-Эмином. В 1862–64 рос. войска заняли всю территорию по сев. склону Кавказского хребта, а в мае 1864 взяли штурмом урочище Кбаада (ныне Красная Поляна) – последний очаг сопротивления горцев. Воен. парад рос. войск, состоявшийся там 21 мая (2 июня), принято считать моментом окончания Кавказской войны.
Завершение К. в. означало фактич. включение территории Сев. Кавказа в состав Рос. империи и начало его интеграции в общероссийскую адм. систему (см. Кавказское наместничество).