ИМАМА́Т
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИМАМА́Т, в 1830-х гг. – 1859 воен.-теократич. мусульманское государство на Сев.-Вост. Кавказе, официально входившее в состав Рос. империи. Возникло на территории Сев.-Зап. Дагестана и Юж. Чечни в результате появления идеологии мюридизма, консолидировавшей разрозненные горские общества в единую силу под руководством духовного лидера. Впервые попытки создания И. предприняты в кон. 1820-х – нач. 1830-х гг. первыми имамами Дагестана и Чечни – Гази-Магомедом и Гамзат-беком. Формирование И. завершено в сер. 1830-х гг. имамом Шамилём, ликвидировавшим Аварское ханство (его территория стала основой И.) и союзы сельских обществ (Даргинский, Койсубулинский, Салатавский, Гумбетский и др.). На протяжении существования И. его территория постоянно менялась. Осн. центрами в разл. время были Ахульго (взят рос. войсками во время Ахульго штурма 1839), Дарго (1840–45; сожжён в ходе Даргинской экспедиции 1845) и Ведено (1845–59). И. делился на наибства (их число в разл. периоды колебалось от 20 до 50), а они – на участки (возглавлялись мазунами).
Единовластным правителем И. являлся имам, обладавший воен., судебной, адм. и духовной властью. Ему подчинялись наибы, в компетенцию которых входили назначение муфтиев (ведали решением духовных вопросов), организация и вооружение воен. отрядов, охрана границ наибства, постройка укреплений и решение всех социально-экономич. вопросов на подчинённой им территории. При имаме действовал совещательный орган – Диван-хана (ок. 30 чел.), состоявший из наиболее уважаемых и известных горцев (шейха Джемал Эддин Казикумухского, наиба Кибит-Магома и др.). Изредка имам собирал совещания наибов и алимов (учёных людей), на которые выносились ключевые вопросы жизни И. Контроль за исполнением законов и распоряжений имама его подчинёнными осуществляли мухтасибы (надзиратели или контролёры).
Осн. статьи доходов, поступавших в казну И.: закят – десятая часть доходов всего населения И. (вносился деньгами, хлебом или скотом); харадж – подать с горных пастбищ и селений; хумс – пятая часть воен. добычи, пленных или вырученных за них денег; штрафные деньги, а также конфискованное имущество преступников и предателей. Самыми крупными были расходы, предназначенные для вооружения и содержания войск.
Все гражданско-правовые вопросы в И. решались на основе шариата, введённого для вытеснения норм обычного права (адата). Решение принималось на основе 14 низамов, разработанных Шамилём (т. н. Кодекс низамов): запрещалась кровная месть, вместо которой с виновника взимался денежный штраф; за воровство вместо прежнего наказания, по которому отрубались по очереди конечности, теперь вор должен был сидеть в яме сроком до 3 мес, платя за каждую ночь 20 коп. серебром. Шамиль решил сложный вопрос о праве перехода имущества погибшего горца его жене. Запрещалось также табакокурение и употребление алкоголя. В И. был значительно уменьшен калым, размер которого стал строго фиксированным. Кроме того, денежный штраф назначался за уклонение от воинской повинности, получение взятки, нанесение телесных повреждений в драке и т. д.
Вооруж. силы И. состояли из отрядов мюридов под командованием наибов и отдельно изредка собираемого нар. ополчения. По приказанию имама наиб собирал войско из населения своего наибства. Для набора войска каждые 10 дворов должны были выставить и содержать одного полностью вооружённого конного воина. Постоянное войско наиба состояло из 300–500 воинов (иногда – 1 тыс. чел.), что позволяло Шамилю в нужный момент собирать до 30 тыс. чел. Кроме того, имама охраняли 200 личных телохранителей (муртазеков). Нар. ополчение было обязано защищать свои аулы, а в случае необходимости сопровождать имама в экспедициях и походах. Для стимулирования мюридов и отличившихся горцев была введена наградная система, а также знаки отличия. Существовали и знаки позора: за трусость и малодушие к одежде на плечо пришивали кусок цветной ткани или обшивали войлоком рукав; знак позора снимался только после очередного боя, если меченый проявлял храбрость.
И. выступал гл. противником продвижения России в регионе. В нач. 1850-х гг. ситуация в И. стала ухудшаться в связи с начавшимся социально-экономич. кризисом, связанным с разорительной для горцев Кавказской войной 1817–64. На углубление кризиса повлияли и диктаторские замашки Шамиля, объявившего своим офиц. наследником сына Гази-Мухаммеда, что вызвало открытое недовольство со стороны ряда приближённых имама (Хаджи-Мурата, Даниель-бека Элисуйского и др.). Глубокий внутр. кризис стал одной из гл. предпосылок поражения имама Шамиля и крушения И. После пленения Шамиля в 1859 И. прекратил своё существование, а его территория в 1860 вошла в состав образованных Дагестанской и Терской областей Рос. империи.