Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИМАМА́Т

Авторы: В. М. Муханов

ИМАМА́Т, в 1830-х гг. – 1859 во­ен.-тео­кра­тич. му­суль­ман­ское го­су­дар­ст­во на Сев.-Вост. Кав­ка­зе, офи­ци­аль­но вхо­див­шее в со­став Рос. им­пе­рии. Воз­ник­ло на тер­ри­то­рии Сев.-Зап. Да­ге­ста­на и Юж. Чеч­ни в ре­зуль­та­те по­яв­ле­ния идео­ло­гии мю­ри­диз­ма, кон­со­ли­ди­ро­вав­шей раз­роз­нен­ные гор­ские об­ще­ст­ва в еди­ную си­лу под ру­ко­во­дством ду­хов­но­го ли­де­ра. Впер­вые по­пыт­ки соз­да­ния И. пред­при­ня­ты в кон. 1820-х – нач. 1830-х гг. пер­вы­ми има­ма­ми Да­ге­ста­на и Чеч­ни – Га­зи-Ма­го­ме­дом и Гам­зат-бе­ком. Фор­ми­ро­ва­ние И. за­вер­ше­но в сер. 1830-х гг. има­мом Ша­ми­лём, ли­к­види­ро­вав­шим Авар­ское хан­ст­во (его тер­ри­то­рия ста­ла ос­но­вой И.) и сою­зы сель­ских об­ществ (Дар­гин­ский, Кой­су­бу­лин­ский, Са­ла­тав­ский, Гум­бет­ский и др.). На про­тя­же­нии су­ще­ст­во­ва­ния И. его тер­ри­то­рия по­сто­ян­но ме­ня­лась. Осн. цен­тра­ми в разл. вре­мя бы­ли Ахуль­го (взят рос. вой­ска­ми во вре­мя Ахуль­го штур­ма 1839), Дар­го (1840–45; сож­жён в хо­де Дар­гин­ской экс­пе­ди­ции 1845) и Ве­де­но (1845–59). И. де­лил­ся на на­иб­ст­ва (их чис­ло в разл. пе­рио­ды ко­ле­ба­лось от 20 до 50), а они – на уча­ст­ки (воз­глав­ля­лись ма­зу­на­ми).

Еди­но­вла­ст­ным пра­ви­те­лем И. яв­лял­ся имам, об­ла­дав­ший во­ен., су­деб­ной, адм. и ду­хов­ной вла­стью. Ему под­чи­нялись наи­бы, в ком­пе­тен­цию ко­то­рых вхо­ди­ли на­зна­че­ние муф­ти­ев (ве­да­ли ре­ше­ни­ем ду­хов­ных во­про­сов), ор­га­ни­за­ция и воо­ру­же­ние во­ен. от­ря­дов, ох­ра­на гра­ниц на­иб­ст­ва, по­строй­ка ук­ре­п­ле­ний и ре­ше­ние всех со­ци­аль­но-эко­но­мич. во­про­сов на под­чи­нён­ной им тер­ри­то­рии. При има­ме дей­ст­во­вал со­ве­ща­тель­ный ор­ган – Ди­ван-ха­на (ок. 30 чел.), со­сто­яв­ший из наи­бо­лее ува­жае­мых и из­вест­ных гор­цев (шей­ха Дже­мал Эд­дин Ка­зи­ку­мух­ско­го, наи­ба Ки­бит-Ма­го­ма и др.). Из­ред­ка имам со­би­рал со­ве­ща­ния наи­бов и али­мов (учё­ных лю­дей), на ко­то­рые вы­но­си­лись клю­че­вые во­про­сы жиз­ни И. Кон­троль за ис­пол­не­ни­ем за­ко­нов и рас­по­ря­же­ний има­ма его под­чи­нён­ны­ми осу­ще­ст­в­ля­ли мух­та­си­бы (над­зи­ра­те­ли или кон­тро­лё­ры).

Осн. ста­тьи до­хо­дов, по­сту­пав­ших в каз­ну И.: за­кят – де­ся­тая часть до­хо­дов все­го на­се­ле­ния И. (вно­сил­ся день­га­ми, хле­бом или ско­том); ха­радж – по­дать с гор­ных па­ст­бищ и се­ле­ний; хумс – пя­тая часть во­ен. до­бы­чи, плен­ных или вы­ру­чен­ных за них де­нег; штраф­ные день­ги, а так­же кон­фи­ско­ван­ное иму­ще­ст­во пре­ступ­ни­ков и пре­да­те­лей. Са­мы­ми круп­ны­ми бы­ли рас­хо­ды, пред­на­зна­чен­ные для воо­ру­же­ния и со­дер­жа­ния войск.

Все гра­ж­дан­ско-пра­во­вые во­про­сы в И. ре­ша­лись на ос­но­ве ша­риа­та, вве­дён­но­го для вы­тес­не­ния норм обыч­но­го пра­ва (ада­та). Ре­ше­ние при­ни­ма­лось на ос­но­ве 14 ни­за­мов, раз­ра­бо­тан­ных Ша­ми­лём (т. н. Ко­декс ни­за­мов): за­пре­щалась кров­ная месть, вме­сто ко­то­рой с ви­нов­ни­ка взи­мал­ся де­неж­ный штраф; за во­ров­ст­во вме­сто преж­не­го на­ка­за­ния, по ко­то­ро­му от­ру­ба­лись по оче­ре­ди ко­неч­но­сти, те­перь вор дол­жен был си­деть в яме сро­ком до 3 мес, пла­тя за ка­ж­дую ночь 20 коп. се­реб­ром. Ша­миль ре­шил слож­ный во­прос о пра­ве пе­ре­хо­да иму­ще­ст­ва по­гиб­ше­го гор­ца его же­не. За­пре­ща­лось так­же та­ба­ко­ку­ре­ние и упот­реб­ле­ние ал­ко­го­ля. В И. был зна­чи­тель­но умень­шен ка­лым, раз­мер ко­то­ро­го стал стро­го фик­си­ро­ван­ным. Кро­ме то­го, де­неж­ный штраф на­зна­чал­ся за ук­ло­не­ние от во­ин­ской по­вин­но­сти, по­лу­че­ние взят­ки, на­не­се­ние те­лес­ных по­вре­ж­де­ний в дра­ке и т. д.

Воо­руж. си­лы И. со­стоя­ли из от­ря­дов мю­ри­дов под ко­ман­до­ва­ни­ем наи­бов и от­дель­но из­ред­ка со­би­рае­мо­го нар. опол­че­ния. По при­ка­за­нию има­ма наиб со­би­рал вой­ско из на­се­ле­ния сво­его на­иб­ст­ва. Для на­бо­ра вой­ска ка­ж­дые 10 дво­ров долж­ны бы­ли вы­ста­вить и со­дер­жать од­но­го пол­но­стью воо­ру­жён­но­го кон­но­го вои­на. По­сто­ян­ное вой­ско наи­ба со­стоя­ло из 300–500 вои­нов (ино­гда – 1 тыс. чел.), что по­зво­ля­ло Ша­ми­лю в нуж­ный мо­мент со­би­рать до 30 тыс. чел. Кро­ме то­го, има­ма ох­ра­ня­ли 200 лич­ных те­ло­хра­ни­те­лей (мур­та­зе­ков). Нар. опол­че­ние бы­ло обя­за­но за­щи­щать свои ау­лы, а в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти со­про­во­ж­дать има­ма в экс­пе­ди­ци­ях и по­хо­дах. Для сти­му­ли­ро­ва­ния мю­ри­дов и от­ли­чив­ших­ся гор­цев бы­ла вве­де­на на­град­ная сис­те­ма, а так­же зна­ки от­ли­чия. Су­ще­ст­во­ва­ли и зна­ки по­зо­ра: за тру­сость и ма­ло­ду­шие к оде­ж­де на пле­чо при­ши­ва­ли ку­сок цвет­ной тка­ни или об­ши­ва­ли вой­ло­ком ру­кав; знак по­зо­ра сни­мал­ся толь­ко по­сле оче­ред­но­го боя, ес­ли ме­че­ный про­яв­лял храб­рость.

И. вы­сту­пал гл. про­тив­ни­ком про­движе­ния Рос­сии в ре­гио­не. В нач. 1850-х гг. си­туа­ция в И. ста­ла ухуд­шать­ся в свя­зи с на­чав­шим­ся со­ци­аль­но-эко­но­мич. кри­зи­сом, свя­зан­ным с ра­зо­ри­тель­ной для гор­цев Кав­каз­ской вой­ной 1817–64. На уг­луб­ле­ние кри­зи­са по­влия­ли и дик­та­тор­ские за­маш­ки Ша­ми­ля, объ­я­вив­ше­го сво­им офиц. на­след­ни­ком сы­на Га­зи-Му­хам­ме­да, что вы­зва­ло от­кры­тое не­до­воль­ст­во со сто­ро­ны ря­да при­бли­жён­ных има­ма (Хад­жи-Му­ра­та, Да­ни­ель-бе­ка Эли­суй­ско­го и др.). Глу­бо­кий внутр. кри­зис стал од­ной из гл. пред­по­сы­лок по­ра­же­ния има­ма Ша­ми­ля и кру­ше­ния И. По­сле пле­не­ния Ша­ми­ля в 1859 И. пре­кра­тил своё су­ще­ст­во­ва­ние, а его тер­ри­то­рия в 1860 во­шла в со­став об­ра­зо­ван­ных Да­ге­стан­ской и Тер­ской об­лас­тей Рос. им­пе­рии.

Ис­точн.: Гад­жи-Али. Ска­за­ние оче­вид­ца о Ша­ми­ле. Ма­хач­ка­ла, 1995; Хад­жи-Му­рат. До­ку­мен­ты. Пись­ма. Очер­ки. Фак­ты. Сб. М., 1999.

Лит.: Бли­ев ММ., Де­го­ев В. В. Кав­каз­ская вой­на. М., 1994; По­кров­ский Н. И. Кав­каз­ские вой­ны и има­мат Ша­ми­ля. М., 2000; Де­го­ев В. В. Имам Ша­миль: про­рок, вла­сти­тель, во­ин. М., 2001; Бли­ев М. М. Рос­сия и гор­цы Боль­шо­го Кав­ка­за на пу­ти к ци­ви­ли­за­ции. М., 2004.

Вернуться к началу