ИМА́М
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИМА́М (от араб. – стоять впереди, руководить), 1) в исламе духовный глава отд. религ. общины, руководящий коллективной молитвой в мечети. Наиболее частым синонимом И. в разных мусульм. регионах служит араб. понятие мулла. И. не является ни духовным саном, ни профессией. Им может стать любой благочестивый мусульманин, имеющий необходимое религ. образование. Среди пользующихся авторитетом верующих богословов-улемов община выбирает И. пятничной или соборной мечети (джума), наряду с др. обязанностями еженедельно читающего проповеди (хутба) во время пятничной полуденной молитвы, поэтому его также называют имамом-хатибом. Первым И. в истории ислама был пророк Мухаммед, а после его смерти – правители Халифата. Отсюда происходит следующее значение термина.
2) Духовный и светский глава всего мусульм. сообщества (уммы). Споры о природе и объёме власти И. вызвали в 7 в. первый раскол в исламе. Сунниты с хариджитами считали, что И. должно избирать всё мусульм. сообщество на основе согласного мнения (иджма) его представителей. По суннитской религиозно-правовой доктрине, И.-халиф охраняет религию, следит за правильностью соблюдения норм шариата и управляет мирскими делами мусульман. Шииты (за исключением зейдитов) утверждали, что власть И. не зависит от воли людей. Будучи божественным установлением, она не нуждается в иных источниках легитимности и передаётся по наследству только среди потомков Али ибн Аби Талиба. Шиитский И. ведает как светской и духовной жизнью людей, так и миром невидимым. Это единственный законный и всевластный представитель Аллаха на земле, непогрешимый преемник пророка Мухаммеда, высший авторитет в толковании Корана, хадисов, религ. знаний и права. По мере дробления рода Алидов уже в раннее Средневековье число потенциальных претендентов на верховную власть И. росло, представления о правах и обязанностях И. в разных течениях шиизма расходились (см. Зейдиты, Имамиты, Исмаилиты). Веря во временное прекращение И. из рода Али, большинство совр. шиитов признают власть высших шиитских религ. авторитетов (см. Аятолла, Муджтахид), считая их единственными правомочными представителями имама.
3) Духовный и светский глава имамата горного Дагестана и Чечни с 1828–1830 по 1859 и в 1877. Официально носил раннесредневековый титул халифа (араб. – амир аль-муминин). Последним И. на рос. Сев. Кавказе в 1917 был избран Н. Гоцинский.
4) Почётный титул высших духовных авторитетов суннитов и шиитов: основателей мазхабов и богословских школ, глав движений, крупных религ.-политич. деятелей и т. д.