Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШИИ́ТЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 24

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. М. Прозоров

ШИИ́ТЫ, об­щее на­зва­ние по­сле­до­ва­те­лей пер­во­го круп­но­го рас­ко­ла в ис­ла­ме во 2-й пол. 7 в., вы­зван­но­го спо­ра­ми о ре­лиг. и по­ли­тич. вла­сти в му­сульм. со­об­ще­ст­ве. Вско­ре по­сле смер­ти Му­хам­ме­да часть его спод­виж­ни­ков вы­сту­пи­ла за со­хра­не­ние вер­хов­ной вла­сти в се­мье про­ро­ка, счи­тая не­за­кон­ной при­ся­гу Абу Бек­ру. В от­ли­чие от сун­нит­ско­го боль­шин­ст­ва му­суль­ман, Ш. при­зна­ли един­ст­вен­но за­кон­ны­ми пре­ем­ни­ка­ми про­ро­ка Му­хам­ме­да толь­ко Али ибн Аби Та­ли­ба и его по­том­ков по муж­ской ли­нии. Часть Ш. по­ла­га­ет, что Му­хам­мед на­зна­чил сво­им ду­хов­ным пре­ем­ни­ком Али и что сам Али на­де­лён бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­тью. Боль­шин­ст­во Ш. обос­но­вы­ва­ло эти тре­бо­ва­ния род­ст­вом Али с про­ро­ком и его за­слу­га­ми пе­ред ис­ла­мом. Сре­ди Ш. по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние пред­став­ле­ния об има­мах как но­си­те­лях бо­же­ст­вен­ной суб­стан­ции. Ссы­ла­ясь на мно­го­числ. пре­да­ния и ал­ле­го­ри­че­ски тол­куя отд. мес­та из Ко­ра­на, Ш. от­стаи­ва­ли ис­клю­чит. пра­во по­том­ков Али на вер­хов­ную власть и пе­ре­да­чу её от от­ца к сы­ну. При­зы­вы Ш. на­хо­ди­ли под­держ­ку вслед­ст­вие ши­ро­ко­го не­до­воль­ст­ва прав­ле­ни­ем Омей­я­дов. Ши­ит­ская про­па­ган­да спо­соб­ст­во­ва­ла па­де­нию Омей­яд­ской ди­на­стии, но пло­да­ми этой по­бе­ды вос­поль­зо­ва­лись не Али­ды, а дру­гая родств. ветвь по­том­ков про­ро­ка – Аб­ба­си­ды. Это при­ве­ло к раз­ме­же­ва­нию Али­дов с Аб­ба­си­да­ми и су­зи­ло со­ци­аль­ную ба­зу ши­ит­ско­го дви­же­ния. Сре­ди Ш. на­ча­лись рас­ко­лы, свя­зан­ные с при­зна­ни­ем прав на има­мат за тем или иным по­том­ком Али. Уже в сер. 8 в. ши­ит­ское дви­же­ние рас­па­лось на край­нее и уме­рен­ное. К пер­во­му от­но­сят соб­ст­вен­но край­них Ш. (гу­лат) и ис­маи­ли­тов, ко вто­ро­му – зей­ди­тов и има­ми­тов. В свою оче­редь эти те­че­ния раз­де­ли­лись на мно­го­числ. от­ветв­ле­ния. На про­тя­же­нии всей ис­то­рии ис­ла­ма Ш. ве­ли во­оруж. борь­бу за воз­вра­ще­ние вла­сти по­том­кам Али. Наи­боль­ший ус­пех вы­пал на до­лю зей­ди­тов и има­ми­тов, ко­то­рым уда­ва­лось в раз­ное вре­мя и в раз­ных час­тях Ха­ли­фа­та (Та­ба­ри­стан, Йе­мен, Еги­пет) соз­да­вать свои го­су­дар­ст­ва – има­ма­ты. По­сле­до­ва­те­ли ши­ит­ских об­щин су­ще­ст­ву­ют прак­ти­че­ски во всех му­сульм. стра­нах. Ши­ит­ско­го ве­ро­уче­ния при­дер­жи­ва­ет­ся по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во на­се­ле­ния Ира­на, Азер­бай­джа­на, бо­лее по­ло­ви­ны на­се­ле­ния Ира­ка, зна­чит. часть на­се­ле­ния Ли­ва­на, Йе­ме­на и Бах­рей­на. В кон. 20 – нач. 21 вв. за­мет­но воз­рос­ла по­ли­тич. ак­тив­ность Ш. в му­сульм. ми­ре. См. так­же Ши­изм, Ба­би­ды, Ба­хаи­ты, Дру­зы, Кар­ма­ты.

Лит.: ан-Нау­бах­ти, ал-Ха­сан ибн Му­са. Ши­ит­ские сек­ты / Пер., ис­сле­до­ва­ние и ком­мент. С. М. Про­зо­ро­ва. М., 1973; аш-Шах­ра­ста­ни Му­хам­мад ибн ‘Абд ал-Ка­рим. Кни­га о ре­ли­ги­ях и сек­тах / Пер., вве­де­ние и ком­мент. С. М. Про­зо­ро­ва. М., 1984. Ч. 1: Ис­лам; Пет­ру­шев­ский И. П. Ис­лам в Ира­не в VII–XV вв.: Курс лек­ций. 2-е изд. СПб., 2007. См. так­же лит. при ста­тьях Зей­ди­ты, Дру­зы, Има­ми­ты, Ис­маи­ли­ты, Кар­ма­ты.

Вернуться к началу