ШИИ́ТЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШИИ́ТЫ, общее название последователей первого крупного раскола в исламе во 2-й пол. 7 в., вызванного спорами о религ. и политич. власти в мусульм. сообществе. Вскоре после смерти Мухаммеда часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в семье пророка, считая незаконной присягу Абу Бекру. В отличие от суннитского большинства мусульман, Ш. признали единственно законными преемниками пророка Мухаммеда только Али ибн Аби Талиба и его потомков по мужской линии. Часть Ш. полагает, что Мухаммед назначил своим духовным преемником Али и что сам Али наделён божественной благодатью. Большинство Ш. обосновывало эти требования родством Али с пророком и его заслугами перед исламом. Среди Ш. получили широкое распространение представления об имамах как носителях божественной субстанции. Ссылаясь на многочисл. предания и аллегорически толкуя отд. места из Корана, Ш. отстаивали исключит. право потомков Али на верховную власть и передачу её от отца к сыну. Призывы Ш. находили поддержку вследствие широкого недовольства правлением Омейядов. Шиитская пропаганда способствовала падению Омейядской династии, но плодами этой победы воспользовались не Алиды, а другая родств. ветвь потомков пророка – Аббасиды. Это привело к размежеванию Алидов с Аббасидами и сузило социальную базу шиитского движения. Среди Ш. начались расколы, связанные с признанием прав на имамат за тем или иным потомком Али. Уже в сер. 8 в. шиитское движение распалось на крайнее и умеренное. К первому относят собственно крайних Ш. (гулат) и исмаилитов, ко второму – зейдитов и имамитов. В свою очередь эти течения разделились на многочисл. ответвления. На протяжении всей истории ислама Ш. вели вооруж. борьбу за возвращение власти потомкам Али. Наибольший успех выпал на долю зейдитов и имамитов, которым удавалось в разное время и в разных частях Халифата (Табаристан, Йемен, Египет) создавать свои государства – имаматы. Последователи шиитских общин существуют практически во всех мусульм. странах. Шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана, Азербайджана, более половины населения Ирака, значит. часть населения Ливана, Йемена и Бахрейна. В кон. 20 – нач. 21 вв. заметно возросла политич. активность Ш. в мусульм. мире. См. также Шиизм, Бабиды, Бахаиты, Друзы, Карматы.