Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШИИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 23-24

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. К. Ибрагим

ШИИ́ЗМ (араб. «аш-шиа», букв. – сто­рон­ни­ки, пар­тия), вто­рое по­сле сун­низ­ма круп­ное на­прав­ле­ние ис­ла­ма. На­ча­ло скла­ды­вать­ся во 2-й пол. 7 в.; ны­не при­вер­жен­цы со­став­ля­ют 10–15% всех му­суль­ман. По­ня­тие «Ш.» пред­став­ля­ет со­бой со­кра­щён­ную фор­му араб. на­име­но­ва­ния «ши­ат Али», т. е. сто­рон­ни­ки Али ибн Аби Та­ли­ба, двою­род­но­го бра­та про­ро­ка Му­хам­ме­да, его вос­пи­тан­ни­ка и бли­жай­ше­го спод­виж­ни­ка, му­жа его до­че­ри Фа­ти­мы, че­рез ко­то­рую у Му­хам­ме­да поя­ви­лись вну­ки, про­дол­жив­шие его по­том­ст­во по жен­ской ли­нии, – Ха­сан и Ху­сейн.

Ш. объ­е­ди­ня­ет разл. тол­ки, глав­ны­ми из ко­то­рых вы­сту­па­ют има­ми­ты, ис­маи­ли­ты и зей­ди­ты. Об­щим для всех ши­ит­ских тол­ков яв­ля­ет­ся при­зна­ние за Али и его по­том­ка­ми ис­клю­чи­тель­но­го пра­ва на вер­хов­ную (ре­лиг. и по­ли­тич.) власть в му­сульм. об­щи­не. По сун­нит­ской же док­три­не, пра­ви­тель (ха­лиф, имам) из­би­ра­ет­ся из пле­ме­ни про­ро­ка Му­хам­ме­да – ку­рейш, но не обя­за­тель­но из его ро­да или се­мей­ст­ва. Для сун­ни­тов ха­рак­тер­но так­же уче­ние о ле­ги­тим­но­сти всех че­ты­рёх ха­ли­фов, пра­вив­ших по­сле смер­ти Му­хам­ме­да, – Абу Бекра, Ома­ра, Ос­ма­на ибн аль-Аффана и Али (632–661), то­гда как шии­ты (за ис­клю­че­ни­ем боль­шин­ст­ва зей­ди­тов) от­ка­зы­ва­ют­ся при­знать пер­вых трёх ха­ли­фов, вслед­ст­вие че­го их на­зы­ва­ют ра­фи­ди­та­ми (араб. «ра­фид» – от­вер­гаю­щий).

Има­ми­ты сто­ят в цен­тре ши­ит­ско­го спек­тра и, бу­ду­чи са­мым мно­го­числ. тол­ком Ш., обыч­но ото­жде­ст­в­ля­ют­ся с Ш. Их на­зы­ва­ют так­же ис­наа­ша­ри­та­ми (дву­на­де­сят­ни­ка­ми), по чис­лу куль­ти­ви­руе­мых ими има­мов: Али, Ха­са­на, Ху­сей­на и де­вя­ти по­том­ков по­след­не­го.

Свою док­три­ну има­ми­ты, как и сун­ни­ты, ба­зи­ру­ют на Ко­ра­не и Сун­не. Прав­да, к ха­ди­сам-из­ре­че­ни­ям про­ро­ка Му­хам­ме­да они при­сое­ди­ня­ют вы­ска­зы­ва­ния сво­их има­мов (при стро­гом раз­ли­че­нии тех от дру­гих), а са­ми ха­ди­сы Про­ро­ка обыч­но име­ют у них иные ли­нии пе­ре­да­чи, не­же­ли в сун­нит­ском ис­ла­ме. По со­дер­жа­нию же боль­шин­ст­во из­ре­че­ний там и тут сов­па­да­ют (см. Ха­ди­сы).

Но има­ми­ты, по­доб­но при­вер­жен­цам су­физ­ма сре­ди сун­ни­тов, по­ни­ма­ют Ко­ран и Сун­ну и во­об­ще ре­ли­гию как имею­щие не толь­ко внеш­нее зна­че­ние, но и внут­рен­ний, со­кро­вен­ный смысл. Эзо­те­ризм про­ни­зы­ва­ет всю ши­ит­скую ре­ли­ги­оз­ность, вклю­чая на­род­ную. В его ду­хе шии­ты, не­ред­ко стра­дав­шие от пре­сле­до­ва­ний, вы­дви­ну­ли прин­цип та­кия – «бла­го­ра­зум­ное со­кры­тие» сво­ей ве­ры пе­ред ли­цом опас­но­сти; в уме­рен­ной фор­ме этот прин­цип при­зна­ёт­ся и не­ко­то­ры­ми сун­нит­ски­ми тол­ка­ми (в ча­ст­но­сти, ха­на­фит­ским), до­пус­каю­щи­ми та­кию при не­по­сред­ст­вен­ной смер­тель­ной уг­ро­зе. Шии­ты же рас­про­стра­ня­ют его и на слу­чай, ко­гда че­ло­век про­сто ока­зы­ва­ет­ся во вра­ж­деб­ной сре­де.

Фак­ти­че­ски при­зна­вая все шесть по­ло­же­ний, ко­то­рые в сун­низ­ме счи­та­ют­ся осн. прин­ци­па­ми дог­ма­ти­ки (ве­ра в Бо­га, Его ан­ге­лов, Пи­са­ния, про­ро­ков, Суд­ный день и пре­до­пре­де­ле­ние), има­ми­ты вме­сте с тем в ка­че­ст­ве глав­ных та­ких прин­ци­пов ут­вер­жда­ют сле­дую­щие пять: един­ст­во Бо­га, Его спра­вед­ли­вость, про­ро­че­ст­во, имам­ст­во, вос­кре­се­ние. Пер­вый, тре­тий и пя­тый дог­ма­ты фак­ти­че­ски об­щие с сун­нит­ским кре­до. Вто­рой прин­цип от­ра­жа­ет не­ко­то­рое от­ли­чие от сун­низ­ма, ибо шии­ты вслед за му­та­зи­ли­та­ми боль­ше под­чёр­ки­ва­ют сво­бо­ду че­ло­ве­че­ской ини­циа­ти­вы, по­ла­гая, что без до­пу­ще­ния этой сво­бо­ды нель­зя при­зна­вать че­ло­ве­ка от­вет­ст­вен­ным за свои по­ступ­ки, а зна­чит, бы­ло бы не­спра­вед­ли­во Бо­жье на­ка­за­ние за них.

Ра­ди­каль­ное рас­хо­ж­де­ние с сун­низ­мом об­на­ру­жи­ва­ет­ся толь­ко в чет­вёр­том прин­ци­пе, в уче­нии об има­ме (ха­ли­фе), гла­ве об­щи­ны-го­су­дар­ст­ва. Для шии­тов има­мат яв­ля­ет­ся бо­же­ст­вен­ным ус­та­нов­ле­ни­ем, про­дол­же­ни­ем про­ро­че­ст­ва. Ве­ру в има­ма и пре­дан­ность ему они воз­во­дят в ранг крае­уголь­но­го дог­ма­та, в то вре­мя как сун­низм рас­смат­ри­ва­ет долж­ность има­ма (ха­ли­фа) лишь как прак­тич. не­об­хо­ди­мость. Сог­лас­но ши­ит­ской кон­цеп­ции, имам на­де­лён осо­бой ду­хов­но­стью, без­гре­шен и не­по­гре­шим, по­свя­щён в со­кро­вен­ные сто­ро­ны ре­ли­гии и иное тай­ное зна­ние. Сун­низм же под­чёр­ки­ва­ет фун­дам. зна­че­ние кон­сен­су­са (еди­но­глас­но­го мне­ния об­щи­ны), ви­дя в ха­ли­фе по­ли­тич. гла­ву об­щи­ны, ко­то­рый в ре­лиг. сфе­ре иг­ра­ет лишь ис­пол­ни­тель­ную роль. В этом смыс­ле ши­ит­ский ис­лам мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать как ре­ли­гию ав­то­ри­те­та, сун­нит­ский – как ре­ли­гию кон­сен­су­са.

По има­мит­ской док­три­не, имам не из­би­ра­ет­ся, а на­зна­ча­ет­ся пред­ше­ст­вую­щим има­мом. Пер­вый имам, Али, был оп­ре­де­лён са­мим про­ро­ком Му­хам­ме­дом в ка­че­ст­ве пре­ем­ни­ка. Цепь две­на­дца­ти има­мов из ро­да Али за­мы­ка­ет Мах­ди, ко­то­рый жил в 9 в., но не умер, а пе­ре­шёл в со­стоя­ние «со­кры­тия» (гай­ба), ко­то­рое про­длит­ся до ка­ну­на кон­ца све­та, ко­гда имам вновь поя­вит­ся, «что­бы на­пол­нить мир прав­дой и спра­вед­ли­во­стью». Од­на­ко скры­тый имам про­дол­жа­ет ру­ко­во­дить об­щи­ной, не­зри­мо на­прав­ляя бо­го­сло­вов-муд­жта­хи­дов, имею­щих, т. о., пра­во са­мо­сто­ят. тол­ко­ва­ния норм ре­ли­гии. В этом от­но­ше­нии ду­хо­вен­ст­во у шии­тов об­ла­да­ет бо­лее вы­со­ким ста­ту­сом, не­же­ли у сун­ни­тов, вы­сту­пая сво­его ро­да по­сред­ни­ком ме­ж­ду ве­рую­щи­ми и Бо­гом.

Что ка­са­ет­ся прак­тич. за­ко­на, ша­риа­та, то шии­ты-има­ми­ты сле­ду­ют тем же ус­та­нов­кам, что и сун­нит­ский ис­лам. Куль­то­вые и пра­во­вые от­ли­чия ме­ж­ду ни­ми не боль­ше, чем от­ли­чия ме­ж­ду сун­нит­ски­ми тол­ка­ми-маз­ха­ба­ми. Има­мит­ский, или джа­фа­рит­ский, толк пра­ва (ос­но­ван­ный има­мом Джа­фа­ром ас-Са­ди­ком) бо­лее все­го схож с ша­фи­ит­ским и в на­ше вре­мя при­знан сун­ни­та­ми на­ря­ду с че­тырь­мя сун­нит­ски­ми маз­ха­ба­ми.

Наи­бо­лее су­ще­ст­вен­ны­ми осо­бен­но­стя­ми ши­ит­ско­го пра­ва яв­ля­ют­ся уч­ре­ж­де­ние ре­лиг. на­ло­га – хум­са, пя­ти­ны (на­ря­ду с об­щим ре­лиг. на­ло­гом – за­кя­том, при­ня­тым сун­ни­та­ми) и до­пус­ти­мость вре­мен­но­го бра­ка (му­та). Та­кой брак прак­ти­ко­вал­ся в языч. Ара­вии, и в на­ча­ле сво­его про­ро­че­ско­го слу­же­ния Му­хам­мед от­но­сил­ся к не­му тер­пи­мо. Брак за­клю­ча­ет­ся на срок от од­ной но­чи до 99 лун­ных лет и ав­то­ма­ти­че­ски пре­кра­ща­ет­ся по его ис­те­че­нии. Сун­ни­ты по­ла­га­ют, что ещё во вре­ме­на Про­ро­ка вре­мен­ный брак был от­ме­нён. Шии­ты же свя­зы­ва­ют за­прет на не­го с име­нем ха­ли­фа Ома­ра, ко­то­рый, как они по­ла­га­ют, не имел на это над­ле­жа­щих пол­но­мо­чий.

Для има­ми­тов ха­рак­те­рен культ му­че­ни­че­ст­ва. Они го­во­рят о му­че­нич. ги­бе­ли не толь­ко има­ма Ху­сей­на, но и всех ос­таль­ных има­мов. Мо­ти­вы стра­да­ния и ис­ку­п­ле­ния, не из­вест­ные сун­нит­ско­му ис­ла­му, зву­чат в тра­ур­ных ше­ст­ви­ях, ор­га­ни­зо­вы­ваю­щих­ся в го­дов­щи­ну ги­бе­ли Ху­сейна. Пие­тет пе­ред има­ма­ми под­дер­жи­ва­ет­ся па­лом­ни­че­ст­ва­ми к их усы­паль­ни­цам и празд­но­ва­ни­ем па­мят­ных дат их жиз­ни.

Има­мит­ская ра­цио­наль­ная тео­ло­гия – ка­лам – близ­ка к му­та­зи­лит­ской. Вид­ны­ми её пред­ста­ви­те­ля­ми бы­ли аль-Му­фид и аш-Ша­риф аль-Мур­та­да (ум. 1044). В тру­дах На­сир ад-ди­на Ту­си и его уче­ни­ка аль-Хил­ли (ум. 1326) ши­ит­ский ка­лам со­еди­нил­ся с ара­бо-му­сульм. ари­сто­те­лиз­мом – фаль­са­фой.

В от­но­ше­нии фи­ло­со­фии има­мит­ская и во­об­ще ши­ит­ская сре­да ока­за­лась бо­лее бла­го­при­ят­ной срав­ни­тель­но с сун­нит­ской. К шии­там при­мы­ка­ли та­кие круп­ные пред­ста­ви­те­ли фаль­са­фы, как аль-Фа­ра­би и Ави­цен­на (Ибн Си­на), а так­же «Бра­тья чис­то­ты» (Их­ван асса­фа). Син­тез фаль­са­фы с «фи­ло­со­фи­ей оза­ре­ния» (хик­мат аль-иш­рак) ас-Сух­ра­вар­ди (ум. 1191) и тео­соф­ской сис­те­мой Ибн аль-Ара­би во­пло­тил­ся в твор­че­ст­ве Кутб ад-ди­на аш-Ши­ра­зи (ум. в нач. 14 в.) и осо­бен­но пред­ста­ви­те­лей про­цве­тав­шей в Ира­не в 17 в. ис­фа­хан­ской шко­лы фи­ло­со­фии – Мир Да­ма­да (ум. 1631) и Садр ад-Ди­на аш-Ши­ра­зи [Мул­ла Сад­ра, ум. 1640 (или 1641)].

«Ле­вый», т. е. бо­лее от­да­лён­ный от сун­ни­тов, спектр Ш. пред­став­ля­ют ис­маи­ли­ты, дру­зы, а так­же ала­ви­ты (или ну­сай­ри­ты), ко­то­рые в 11 в. от­де­ли­лись от има­ми­тов и ны­не про­жи­ва­ют пре­им. в Си­рии и Тур­ции. В их уче­ни­ях док­три­на има­ма­та бы­ла раз­ви­та в ещё бо­лее эзо­те­рич., фи­ло­соф­ско-гно­стич. сис­те­му.

«Спра­ва» же от има­ми­тов сто­ят зей­ди­ты. Они трак­ту­ют има­мат в ду­хе, близ­ком к сун­нит­ско­му ис­ла­му, от­ри­цая бо­же­ст­вен­ную при­ро­ду има­ма и по­ла­гая има­мат вы­бор­ным ин­сти­ту­том, а не на­след­ст­вен­ным, при­том сам имам мо­жет быть не толь­ко из ро­да Ху­сей­на, но так­же из ро­да Ха­са­на. Бо­лее то­го, в боль­шин­ст­ве сво­ём зей­ди­ты при­зна­ют ле­ги­тим­ность Абу Бекра, Ома­ра и Ос­ма­на, хо­тя и счи­та­ют, что Али был бо­лее до­сто­ин за­ни­мать ха­лиф­ский пост. Они не ожи­да­ют воз­вра­ще­ния «скры­то­го има­ма», от­вер­га­ют прин­цип та­кии и вре­мен­но­го бра­ка. Вме­сте с тем соб­ст­вен­но тео­ло­гию зей­ди­ты раз­ви­ва­ют в му­та­зи­лит­ском рус­ле.

В 19 в. в има­мит­ской сре­де поя­ви­лось ре­лиг.-по­ли­тич. дви­же­ние ба­би­дов, из сре­ды ко­то­рых вы­шло те­че­ние ба­хаи, впо­след­ст­вии офор­мив­шее­ся как са­мо­сто­ят. ре­ли­гия.

Вернуться к началу