ШИИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШИИ́ЗМ (араб. «аш-шиа», букв. – сторонники, партия), второе после суннизма крупное направление ислама. Начало складываться во 2-й пол. 7 в.; ныне приверженцы составляют 10–15% всех мусульман. Понятие «Ш.» представляет собой сокращённую форму араб. наименования «шиат Али», т. е. сторонники Али ибн Аби Талиба, двоюродного брата пророка Мухаммеда, его воспитанника и ближайшего сподвижника, мужа его дочери Фатимы, через которую у Мухаммеда появились внуки, продолжившие его потомство по женской линии, – Хасан и Хусейн.
Ш. объединяет разл. толки, главными из которых выступают имамиты, исмаилиты и зейдиты. Общим для всех шиитских толков является признание за Али и его потомками исключительного права на верховную (религ. и политич.) власть в мусульм. общине. По суннитской же доктрине, правитель (халиф, имам) избирается из племени пророка Мухаммеда – курейш, но не обязательно из его рода или семейства. Для суннитов характерно также учение о легитимности всех четырёх халифов, правивших после смерти Мухаммеда, – Абу Бекра, Омара, Османа ибн аль-Аффана и Али (632–661), тогда как шииты (за исключением большинства зейдитов) отказываются признать первых трёх халифов, вследствие чего их называют рафидитами (араб. «рафид» – отвергающий).
Имамиты стоят в центре шиитского спектра и, будучи самым многочисл. толком Ш., обычно отождествляются с Ш. Их называют также иснаашаритами (двунадесятниками), по числу культивируемых ими имамов: Али, Хасана, Хусейна и девяти потомков последнего.
Свою доктрину имамиты, как и сунниты, базируют на Коране и Сунне. Правда, к хадисам-изречениям пророка Мухаммеда они присоединяют высказывания своих имамов (при строгом различении тех от других), а сами хадисы Пророка обычно имеют у них иные линии передачи, нежели в суннитском исламе. По содержанию же большинство изречений там и тут совпадают (см. Хадисы).
Но имамиты, подобно приверженцам суфизма среди суннитов, понимают Коран и Сунну и вообще религию как имеющие не только внешнее значение, но и внутренний, сокровенный смысл. Эзотеризм пронизывает всю шиитскую религиозность, включая народную. В его духе шииты, нередко страдавшие от преследований, выдвинули принцип такия – «благоразумное сокрытие» своей веры перед лицом опасности; в умеренной форме этот принцип признаётся и некоторыми суннитскими толками (в частности, ханафитским), допускающими такию при непосредственной смертельной угрозе. Шииты же распространяют его и на случай, когда человек просто оказывается во враждебной среде.
Фактически признавая все шесть положений, которые в суннизме считаются осн. принципами догматики (вера в Бога, Его ангелов, Писания, пророков, Судный день и предопределение), имамиты вместе с тем в качестве главных таких принципов утверждают следующие пять: единство Бога, Его справедливость, пророчество, имамство, воскресение. Первый, третий и пятый догматы фактически общие с суннитским кредо. Второй принцип отражает некоторое отличие от суннизма, ибо шииты вслед за мутазилитами больше подчёркивают свободу человеческой инициативы, полагая, что без допущения этой свободы нельзя признавать человека ответственным за свои поступки, а значит, было бы несправедливо Божье наказание за них.
Радикальное расхождение с суннизмом обнаруживается только в четвёртом принципе, в учении об имаме (халифе), главе общины-государства. Для шиитов имамат является божественным установлением, продолжением пророчества. Веру в имама и преданность ему они возводят в ранг краеугольного догмата, в то время как суннизм рассматривает должность имама (халифа) лишь как практич. необходимость. Согласно шиитской концепции, имам наделён особой духовностью, безгрешен и непогрешим, посвящён в сокровенные стороны религии и иное тайное знание. Суннизм же подчёркивает фундам. значение консенсуса (единогласного мнения общины), видя в халифе политич. главу общины, который в религ. сфере играет лишь исполнительную роль. В этом смысле шиитский ислам можно охарактеризовать как религию авторитета, суннитский – как религию консенсуса.
По имамитской доктрине, имам не избирается, а назначается предшествующим имамом. Первый имам, Али, был определён самим пророком Мухаммедом в качестве преемника. Цепь двенадцати имамов из рода Али замыкает Махди, который жил в 9 в., но не умер, а перешёл в состояние «сокрытия» (гайба), которое продлится до кануна конца света, когда имам вновь появится, «чтобы наполнить мир правдой и справедливостью». Однако скрытый имам продолжает руководить общиной, незримо направляя богословов-муджтахидов, имеющих, т. о., право самостоят. толкования норм религии. В этом отношении духовенство у шиитов обладает более высоким статусом, нежели у суннитов, выступая своего рода посредником между верующими и Богом.
Что касается практич. закона, шариата, то шииты-имамиты следуют тем же установкам, что и суннитский ислам. Культовые и правовые отличия между ними не больше, чем отличия между суннитскими толками-мазхабами. Имамитский, или джафаритский, толк права (основанный имамом Джафаром ас-Садиком) более всего схож с шафиитским и в наше время признан суннитами наряду с четырьмя суннитскими мазхабами.
Наиболее существенными особенностями шиитского права являются учреждение религ. налога – хумса, пятины (наряду с общим религ. налогом – закятом, принятым суннитами) и допустимость временного брака (мута). Такой брак практиковался в языч. Аравии, и в начале своего пророческого служения Мухаммед относился к нему терпимо. Брак заключается на срок от одной ночи до 99 лунных лет и автоматически прекращается по его истечении. Сунниты полагают, что ещё во времена Пророка временный брак был отменён. Шииты же связывают запрет на него с именем халифа Омара, который, как они полагают, не имел на это надлежащих полномочий.
Для имамитов характерен культ мученичества. Они говорят о мученич. гибели не только имама Хусейна, но и всех остальных имамов. Мотивы страдания и искупления, не известные суннитскому исламу, звучат в траурных шествиях, организовывающихся в годовщину гибели Хусейна. Пиетет перед имамами поддерживается паломничествами к их усыпальницам и празднованием памятных дат их жизни.
Имамитская рациональная теология – калам – близка к мутазилитской. Видными её представителями были аль-Муфид и аш-Шариф аль-Муртада (ум. 1044). В трудах Насир ад-дина Туси и его ученика аль-Хилли (ум. 1326) шиитский калам соединился с арабо-мусульм. аристотелизмом – фальсафой.
В отношении философии имамитская и вообще шиитская среда оказалась более благоприятной сравнительно с суннитской. К шиитам примыкали такие крупные представители фальсафы, как аль-Фараби и Авиценна (Ибн Сина), а также «Братья чистоты» (Ихван ассафа). Синтез фальсафы с «философией озарения» (хикмат аль-ишрак) ас-Сухраварди (ум. 1191) и теософской системой Ибн аль-Араби воплотился в творчестве Кутб ад-дина аш-Ширази (ум. в нач. 14 в.) и особенно представителей процветавшей в Иране в 17 в. исфаханской школы философии – Мир Дамада (ум. 1631) и Садр ад-Дина аш-Ширази [Мулла Садра, ум. 1640 (или 1641)].
«Левый», т. е. более отдалённый от суннитов, спектр Ш. представляют исмаилиты, друзы, а также алавиты (или нусайриты), которые в 11 в. отделились от имамитов и ныне проживают преим. в Сирии и Турции. В их учениях доктрина имамата была развита в ещё более эзотерич., философско-гностич. систему.
«Справа» же от имамитов стоят зейдиты. Они трактуют имамат в духе, близком к суннитскому исламу, отрицая божественную природу имама и полагая имамат выборным институтом, а не наследственным, притом сам имам может быть не только из рода Хусейна, но также из рода Хасана. Более того, в большинстве своём зейдиты признают легитимность Абу Бекра, Омара и Османа, хотя и считают, что Али был более достоин занимать халифский пост. Они не ожидают возвращения «скрытого имама», отвергают принцип такии и временного брака. Вместе с тем собственно теологию зейдиты развивают в мутазилитском русле.
В 19 в. в имамитской среде появилось религ.-политич. движение бабидов, из среды которых вышло течение бахаи, впоследствии оформившееся как самостоят. религия.