Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«БРА́ТЬЯ ЧИСТОТЫ́»

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 172-173

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. К. Ибрагим

«БРА́ТЬЯ ЧИСТОТЫ́» (араб. – Их­ван ассафа, букв. – чис­тые бра­тья), груп­па близ­ких к ис­маи­лиз­му ара­бо-му­сульм. мыс­ли­те­лей 10 в., об­ра­зо­вав­ших в ирак­ском г. Бас­ра тай­ное ре­лиг. и на­уч.-фи­лос. об­ще­ст­во. Соз­дан­ная ими эн­цик­ло­пе­дия со­сто­ит из 51 трак­та­та (сум­ми­ро­ван­ных в от­дель­ном, 52-м трак­та­те) и ох­ва­ты­ва­ет все нау­ки то­го вре­ме­ни (ма­те­ма­ти­ку, гео­гра­фию, му­зы­ку, ло­ги­ку, уче­ние о при­ро­де – фи­зи­ку, мис­тич. бо­го­сло­вие, ас­т­ро­ло­гию и др.). Цель эн­цик­ло­пе­дии – очи­стить с по­мо­щью фи­ло­со­фии вос­при­ня­тый бо­же­ст­вен­ный за­кон (ша­ри­ат) от «за­пят­нав­ших» его нов­шеств и за­блу­ж­де­ний и ини­ции­ро­вать всту­п­ле­ние ве­рую­ще­го на путь к выс­ше­му, эзо­те­рич. зна­нию. В ло­ги­ке, фи­зи­ке и ме­та­фи­зи­ке «Б. ч.» сле­до­ва­ли Ари­сто­те­лю, он­то­ло­гию ко­то­ро­го они со­че­та­ли с не­оп­ла­то­нич. кон­цеп­ци­ей эма­на­ции: тво­ре­ние ин­тер­пре­ти­ро­ва­лось как ис­хо­ж­де­ние из Еди­но­го (Бо­га) дея­тель­но­го ра­зу­ма, ми­ро­вой ду­ши и пер­во­ма­те­рии, со­став­ляю­щих выс­шую сту­пень ие­рар­хии бы­тия; сред­нюю сту­пень об­ра­зу­ют «при­ро­да» и аб­со­лют­ное те­ло («вто­рая ма­те­рия»), спо­соб­ное при­ни­мать три из­ме­ре­ния; низ­шая сту­пень – не­бес­ные сфе­ры с 7 све­ти­ла­ми, 4 тра­диц. эле­мен­та (зем­ля, во­да, воз­дух, огонь) и со­стоя­щие из них ми­не­ра­лы, рас­те­ния и жи­вот­ные. «Б. ч.» ши­ро­ко ис­поль­зова­ли сим­во­ли­ку чи­сел, ха­рак­тер­ную для не­опи­фа­го­ре­из­ма, и раз­де­ля­ли кон­цеп­цию па­рал­ле­лиз­ма мик­ро­кос­мо­са и мак­ро­кос­мо­са. Мно­гие тра­диц. ре­лиг. пред­став­ле­ния (осо­бен­но эс­ха­то­ло­ги­че­ские) «Б. ч.» ис­тол­ко­вы­ва­ли ме­та­фо­ри­че­ски, ви­дя в них лишь сим­во­лы и об­разы, об­ра­щён­ные к ши­ро­ким кру­гам не­по­свя­щён­ных. Так, вос­кре­се­ние они по­ни­ма­ли как окон­чат. раз­лу­че­ние ду­ши с те­лом, а Боль­шое Вос­кре­се­ние, или По­след­ний день, – как раз­лу­че­ние ми­ро­вой ду­ши с ми­ром и воз­вра­ще­ние её к Бо­гу, ка­ко­вое со­став­ля­ет цель вся­ко­го су­ще­го. Со­еди­не­нию че­ло­ве­ка с Бо­гом спо­спе­ше­ст­ву­ет лю­бовь – наи­выс­шая из доб­ро­де­те­лей.

Трак­та­ты «Б. ч.» ока­за­ли боль­шое влия­ние на ара­бо-му­сульм. мысль. Осо­бой по­пу­ляр­но­стью они поль­зо­ва­лись у ис­маи­ли­тов.

Лит.: За­ку­ев А. К. Фи­ло­со­фия «Брать­ев чис­то­ты». Ба­ку, 1961; Netton I. R. Muslim neoplatonists: an introduction to the thought of the Brethren of Purity. L., 2002.

Вернуться к началу