«БРА́ТЬЯ ЧИСТОТЫ́»
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«БРА́ТЬЯ ЧИСТОТЫ́» (араб. – Ихван ассафа, букв. – чистые братья), группа близких к исмаилизму арабо-мусульм. мыслителей 10 в., образовавших в иракском г. Басра тайное религ. и науч.-филос. общество. Созданная ими энциклопедия состоит из 51 трактата (суммированных в отдельном, 52-м трактате) и охватывает все науки того времени (математику, географию, музыку, логику, учение о природе – физику, мистич. богословие, астрологию и др.). Цель энциклопедии – очистить с помощью философии воспринятый божественный закон (шариат) от «запятнавших» его новшеств и заблуждений и инициировать вступление верующего на путь к высшему, эзотерич. знанию. В логике, физике и метафизике «Б. ч.» следовали Аристотелю, онтологию которого они сочетали с неоплатонич. концепцией эманации: творение интерпретировалось как исхождение из Единого (Бога) деятельного разума, мировой души и первоматерии, составляющих высшую ступень иерархии бытия; среднюю ступень образуют «природа» и абсолютное тело («вторая материя»), способное принимать три измерения; низшая ступень – небесные сферы с 7 светилами, 4 традиц. элемента (земля, вода, воздух, огонь) и состоящие из них минералы, растения и животные. «Б. ч.» широко использовали символику чисел, характерную для неопифагореизма, и разделяли концепцию параллелизма микрокосмоса и макрокосмоса. Многие традиц. религ. представления (особенно эсхатологические) «Б. ч.» истолковывали метафорически, видя в них лишь символы и образы, обращённые к широким кругам непосвящённых. Так, воскресение они понимали как окончат. разлучение души с телом, а Большое Воскресение, или Последний день, – как разлучение мировой души с миром и возвращение её к Богу, каковое составляет цель всякого сущего. Соединению человека с Богом споспешествует любовь – наивысшая из добродетелей.
Трактаты «Б. ч.» оказали большое влияние на арабо-мусульм. мысль. Особой популярностью они пользовались у исмаилитов.