НЕОПИФАГОРЕИ́ЗМ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕОПИФАГОРЕИ́ЗМ, направление в позднеантичной философии (1 в. до н. э. – 2 в. н. э.), ставившее своей задачей возрождение учения Пифагора и древней пифагорейской школы 6–4 вв. до н. э. (см. Пифагореизм). Н. был тесно связан со средним платонизмом, с кон. 3 в. слился с неоплатонизмом. Гл. центрами Н. были Рим и Александрия. В Н. можно выделить три осн. направления: метафизическое (Евдор Александрийский, Модерат из Гадеса, Нумений из Апамеи), математическое (Никомах из Герасы, Трасилл, неоплатоники Порфирий и Ямвлих) и религиозно-этическое и магическое (Нигидий Фигул, Марк Теренций Варрон, Аполлоний Тианский, Александр из Абунотейхоса и др.).
Основу метафизич. направления (известного только по фрагментам) составляет теория первых принципов – Единого и Неопределённой Двоицы (понимаемых как Бог и материя), которую приписывали Пифагору уже в 4 в. до н. э. Спевсипп и Ксенократ. Внутри этого направления монистич. тенденции Евдора Александрийского (Неопределённая Двоица зависит от Единого и порождается им) противостояла дуалистич. тенденция Нумения: Двоица соизначальна Единому и независима от него. Представители второго направления (сохранились лишь трактаты Никомаха из Герасы по математике и музыке) работали в русле пифагорейского квадривия математич. наук. Представители религ.-этич. направления делали акцент на практич. воплощении принципов пифагореизма в жизнь, включая ритуальные практики, аскетизм, воздержание от животной пищи и т. д. в соответствии с общим принципом пифагорейской и платонической этики «уподобление богу по мере возможного». Некоторые из них слыли магами и чудотворцами; так, Аполлоний Тианский почитался адептами как языческий аналог Христа, а Александр из Абунотейхоса был высмеян Лукианом в диалоге «Александр, или Лжепророк».
Особой проблемой в исследовании Н. остаётся происхождение и хронология т. н. псевдопифагорейских трактатов (Pseudepigrapha Pythagorica), тексты из которых сохранились в антологии Иоанна Стобея (5 в. н. э.) и изданы в собрании Х. Теслеффа («The Pythagorean texts of the Hellenistic period», 1965). Важнейшие из них – трактаты под именем Пифагора, Тимея из Локр, Окелла из Лукании и Архита из Тарента. По мнению одних исследователей, эти тексты были гл. обр. созданы в эллинистич. эпоху в Юж. Италии, по мнению других, они относятся к Н., т. е. возникли в Александрии и Риме в эпоху ранней Рим. империи.
Н. оказал влияние на эллинизированную иудейскую мысль (Филон Александрийский) и раннюю патристику (Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский), а через посредство неоплатоников – на пифагореизм средних веков и Возрождения.