НИКОМА́Х ИЗ ГЕРАСЫ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИКОМА́Х (Νιϰόμαχος, Nicomachus) из Герасы (ныне Джараш в Иордании) (1-я пол. 2 в.), др.-греч. философ, математик и теоретик музыки, представитель неопифагореизма и среднего платонизма. Автор чрезвычайно популярного в эпоху поздней античности «Введения в арифметику» – о пифагорейской теории чисел; оно было переведено на лат. яз. уже Апулеем во 2 в. и оказало значит. влияние на школьную традицию ср.-век. Запада. Его использовал в своих «Основах арифметики» Боэций и комментировали Ямвлих, Асклепий из Тралла и Иоанн Филопон; сохранился также араб. перевод. Второй сохранившийся трактат Н. – «Руководство по гармонике». К утраченным сочинениям относятся «Богословские вопросы (теологу́мены) арифметики», посвящённые пифагорейской символической нумерологии, и «Введение в геометрию». В метафизике Н., как и др. неопифагорейцы его времени, выдвигал на первый план пифагорейско-платоновское учение о двух высших началах бытия: Едином (принцип единства и тождества) и Неопределённой Двоице (принцип неравенства и изменчивости); платоновские идеи он понимал как мысли, предсуществующие в уме демиурга до творения, и отождествлял их с идеальными числами. В этике Н. предложил пифагорейскую интерпретацию аристотелевского учения о добродетели как о золотой середине между избытком и недостатком, понимая середину как совершенное число.
В «Руководстве по гармонике», написанном в эпистолярном жанре, Н. своеобразно излагает концепцию гармонии сфер (гл. 3; привязка светил к струнам кифары не имеет прототипов в сохранившихся более древних текстах), передаёт (впервые в сохранившихся историч. свидетельствах) легенду об изобретении осн. консонансов Пифагором (гл. 6), в ряде случаев отступает от платоновско-пифагорейского метода. Так, Н. в расчёте характерных интервалов хроматич. и энармонич. родов интервальных систем – несоставного триполутона (в позднейшей терминологии «малой терции») в хроматике и (микроинтервала) диесы в энармонике – предлагает неприемлемые для пифагорейцев «музыкальные» расчёты (напр., «четвертитон – это половина полутона; два четвертитона в сумме дают полутон») и т. д.