Я́МВЛИХ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Я́МВЛИХ (’Ιάμβλιχος) [ок. 240, Халкида, Койле-Сирия, Рим. империя (ныне Киннесрин) – ок. 325], др.-греч. философ, основатель сирийской школы неоплатонизма; его имя – грецизированная форма арамейского yamliku «он царь». Учился у неоплатоников Анатолия и Порфирия, основал свою школу в Апамее в Сирии.
Самое значит. сочинение Я. – свод 10 трактатов под общим назв. «О пифагорейской философии», от которого сохранились четыре: «О пифагорейской жизни» (биография Пифагора), «Протрептик», или «Увещательное слово к философии», «Об общей математической науке», комментарии к «Введению в арифметику» Никомаха из Герасы. Сочинения «О природном числе», «О нравственной арифметике и о богословской арифметике» известны по эксцерптам у Михаила Пселла. «Теологумены арифметики» – выписки из одноим. трактата Никомаха из Герасы и трактата Анатолия «О декаде и заключающихся в ней числах». Соч. «Ответ учителя Абаммона на письмо Порфирия к Анебону и разрешение содержащихся в нём трудностей» в совр. изданиях известно под назв. «О мистериях египтян». В «Антологии» Иоанна Стобея сохранились фрагменты из сочинения Я. «О душе» и 19 писем Я., обращённых к его учителю Анатолию и ученикам Сопатру, Дексиппу и Евстафию.
Установленный Я. порядок преподавания диалогов Платона стал каноническим для позднейших неоплатоников: последовательно изучая три группы диалогов, трактующих 3 осн. раздела философии – этику («Алкивиад», «Горгий», «Федон»), логику («Кратил», «Теэтет») и физику («Софист», «Политик»), учащийся восходит к филос. теологии («Федр», «Пир») и учению о Добре («Филеб»). Курс преподавания завершается изучением систематич. изложения физики («Тимей») и теологии («Парменид»). Сохранились фрагменты комментариев к «Тимею», «Федру» и «Пармениду», где способность к теургии («божественному деланию») приписывалась «высшим существам» – архангелам, ангелам, демонам и героям.
Филос. система Я. в целом основывается на учении Плотина о трёх начальных ипостасях (Единое, Ум, Душа) с модификациями, обусловленными влиянием неопифагореизма и магико-теургич. «Халдейских оракулов». От интеллектуализма Плотина и Порфирия Я. отличает выдвижение на первый план теургии, системы ритуальных и магич. практик, ведущих к «генозису» – мистич. слиянию с богами. Общая тенденция метафизики Я. – умножение умопостигаемых сущностей и промежуточных уровней бытия между трансцендентным абсолютом и чувственным миром. Модифицируя учение Плотина о Едином, Я. вводит Единое более высокого порядка, «абсолютно невыразимое в слове начало», которому подчинено нижестоящее Единое, отождествлявшееся Плотином с идеей Добра. Творением Единого-Добра является умопостигаемый мир, при этом связующим звеном между ними выступает пифагорейская пара первоначал «предел и беспредельное» (πέρας ϰαὶ ἄπειρον), соответствующая паре «Единое и Неопределённая Двоица» в «Неписаных учениях» Платона. Из умопостигаемого, или мыслимого, мира (ϰόσμος νοητός) эманирует мыслящий мир (ϰόσμος νοερός). Мыслимый мир содержит в себе платоновские идеи и состоит из трёх элементов: отец (πατήρ, или существование, ὕπαρξις), сила (δύναμις, или сила существования) и ум (νοῦς, или мышление силы). Мыслящий мир содержит сверхъестественные мыслящие существа и также членится на три ипостаси: ум (νοῦς), творец (δημιουργός) и промежуточная ипостась, порождающая божественную жизнь. Материя выводится из Неопределённой двоицы и является принципом индивидуации и различения логосов – отражений платоновских эйдосов (идеальных форм вещей) в душе и чувственном мире. В психологии Я. подверг пересмотру учение Плотина о том, что высшая часть души не сливается с телом, но остаётся в умопостигаемом мире, и утверждал, что душа полностью соединяется с телом и только через теургию высшая часть души может преодолеть власть судьбы. Философия Я. оказала влияние на афинскую школу неоплатонизма (Прокл, Дамаский), а также на апофатич. богословие в сочинениях Дионисия Ареопагита.