Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАМА́СКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 272

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. А. Шичалин

ДАМА́СКИЙ (Δαμάσϰιος) (ме­ж­ду 458–462 – по­сле 538), греч. фи­ло­соф, по­след­ний схо­ларх (диа­дох) афин­ской шко­лы не­оп­ла­то­низ­ма. Учил­ся в Алек­сан­д­рии и Афи­нах, где ещё за­стал Про­кла. При Д. про­ис­хо­дит по­след­ний рас­цвет афин­ской шко­лы. По­сле её за­кры­тия в 529 имп. Юс­ти­ниа­ном Д. в 531 от­пра­вил­ся ко дво­ру перс. ца­ря Хос­ро­ва, по­кро­ви­тель­ст­во­вав­ше­го Д. и до­бив­ше­го­ся по­сле за­клю­че­ния «веч­но­го ми­ра» с Юс­ти­ниа­ном раз­ре­ше­ния для фи­ло­со­фов-языч­ни­ков на­хо­дить­ся в пре­де­лах Ви­зант. им­пе­рии. Из мно­го­числ. со­чи­не­ний Д. до нас дош­ли «О пер­вых на­ча­лах», ком­мен­та­рии к «Пар­ме­ни­ду», «Фи­ле­бу», «Фе­до­ну» Пла­то­на и часть ком­мен­та­ри­ев к трак­та­ту «О не­бе» Ари­сто­те­ля (до­пол­нен и из­дан его уче­ни­ком Сим­пли­ки­ем). Со­хра­нив­шие­ся фраг­мен­ты «Жиз­ни Иси­до­ра» – цен­ный ис­точ­ник све­де­ний о фи­лос. жиз­ни Алек­сан­д­рии и Афин с кон. 4 в. В ря­де во­про­сов Д. вер­нул­ся к Ямв­ли­ху. По­ле­ми­зи­руя с Про­клом, Д. стре­мил­ся под­черк­нуть не­вы­ра­зи­мость и непо­зна­вае­мость Еди­но­го. Раз­ви­вая ори­ги­наль­ное уче­ние о че­ло­ве­че­ской ду­ше, Д. рас­смат­ри­вал её как един­ст­вен­ную сущ­ность, воль­ную из­ме­нять са­моё се­бя в пре­де­лах дан­но­го ей ви­да бы­тия, т. е. об­ла­даю­щую не толь­ко са­мо­движ­но­стью, но и са­мо­оп­ре­де­ле­ни­ем.

Соч.: Lectures on Philebus... / Ed. L. G. Wes­terink. Amst., 1959; Vitae Isidori reliquiae / Ed. Cl. Zintzen. Hildesheim, 1967; The greek commentaries on Plato’s Phaedo / Ed. L. G. Westerink. Amst., 1977. Vol. 2: Damascius; Traité des premiers principes. P., 1986–1991. Vol. 1–3; Commentaire du Parménide de Pla­ton. P., 1997–2003. Vol. 1–4; The philosophi­cal history / Ed. by P. Athanassiadi. Athens, 1999; О пер­вых на­ча­лах. СПб., 2000.

Лит.: Steel C. G. The changing self. A study on the soul in later Neoplatonism: Iamb­li­chus, Damascius and Priscianus. Brussel, 1978. P. 77–119; Ло­сев А. Ф. Ис­то­рия ан­тич­ной эс­те­ти­ки. По­след­ние ве­ка. М., 1988. Кн. 2. С. 339–367.

Вернуться к началу