ДИОНИ́СИЙ АРЕОПАГИ́Т
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИОНИ́СИЙ АРЕОПАГИ́Т (греч. Διονύσιος ό ’Αρεοπαγίτης) (1 в.), священномученик, первый епископ Афин. Сведения о жизни и личности Д. А. малочисленны. Был членом афинского ареопага. Во время проповеди ап. Павла в Афинах (Деян. 17:15–34) уверовал во Христа и был поставлен во главе христианской общины Афин [Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (III 4. 10–11) называет Дионисия первым епископом афинской Церкви]. Согласно житию, написанному Димитрием Ростовским, после продолжительного управления афинской Церковью Д. А. поставил в Афинах др. епископа, а сам удалился в Рим. Оттуда вместе с единомышленниками отправился проповедовать христианство язычникам в Галлию. Претерпел мучения в Лютеции Паризиорум (ныне Париж) во время гонений на христиан при имп. Домициане.
До 16 в. Д. А. считался автором корпуса текстов, известных с нач. 6 в. и получивших назв. «Ареопагитики». В авторстве Д. А. не сомневались комментаторы его сочинений – еп. Иоанн Скифопольский и прп. Максим Исповедник, так же как и большинство отцов вост. Церкви. Д. А. пишет об ап. Павле («О Божественных именах», 3. 2) как о своём наставнике, адресует все трактаты ап. Тимофею, а послания – ап. Титу (9-е) и ап. Иоанну Богослову (10-е), находившемуся в ссылке на о. Патмос. В 7-м послании, к Поликарпу, автор сообщает о том, что, будучи в Гелиополе Египетском, он оказался очевидцем тьмы, покрывшей землю в момент Распятия Иисуса Христа; в трактате «О Божественных именах» (3. 2) упоминает, что присутствовал вместе с апостолами Петром и Иаковом на погребении Богородицы. К кон. 6 в. «Ареопагитики» стали известны на Западе: их цитировал папа Римский св. Григорий I Великий в проповедях, а позднее папа св. Мартин I (649–655), который на Латеранском соборе 649 в полемике против монофелитов опирался на «Ареопагитики» как на непререкаемый учительный авторитет. Однако проблема авторства возникла уже в 1-й пол. 6 в.: с сомнением в нём выступил сщмч. Ипатий Эфесский; впоследствии сир. писатель 8 в. Иосиф Хузая, груз. монах 13 в. Симеон Петрици и др. констатировали несоответствие стиля и содержания «Ареопагитик» сочинению, составленному в 1 в. В эпоху Возрождения у визант. гуманистов Георгия Трапезундского и Феодора Газского возникли сомнения относительно составления корпуса в апостольское время. Критич. замечания были высказаны зап. гуманистами Лоренцо Валлой и Эразмом Роттердамским.
Осн. аргументы против принадлежности «Ареопагитик» к апостольскому веку следующие: 1) сочинения никем не упоминаются до 532, что совершенно невероятно для собрания текстов такого значения; 2) в трактате «О Божественных именах» (4. 12), адресованном ап. Тимофею, цитируется послание сщмч. Игнатия Богоносца (К Римлянам. 7. 2), написанное после смерти ап. Тимофея; 3) в гл. 6 трактата «О церковной иерархии» предполагается организация монашеской жизни, которая возникла только в 4 в.; 4) наличие литургич. элементов, которые не могли быть засвидетельствованы в 1 в., как, напр., введение Символа веры в Литургию верных («О церковной иерархии». Гл. 3. Таинство собрания); 5) наличие халкидонской терминологии; 6) совпадения с сочинениями неоплатоников, в первую очередь Прокла. В кон. 19 в. Х. Кох и Й. Штигльмайр, сопоставив учение о зле Д. А. и неоплатоника Прокла, пришли к заключению о зависимости «Ареопагитик» от философии Прокла, что легло в основу последующей традиции изучения «Ареопагитик» вне авторства Дионисия Ареопагита.
Первое издание «Ареопагитик» вышло во Флоренции в 1516. На Руси с ними в почти полном объёме познакомились по слав. переводу (выполнен в 1371) игумена афонского Пантелеимонова мон. Исайи. Древнейший серб. список этого перевода датируется 1370-ми гг.; самые древние списки, выполненные на Руси, – сер. 15 в. Слав. перевод «Ареопагитик» издан митр. Макарием. В дальнейшем трактаты переводились с выделением из текста и поглавным распределением схолий монахом Чудова монастыря Евфимием (1670-е гг.), прп. Паисием Величковским; в Новейшее время «Ареопагитики» переводили А. Ф. Лосев, С. С. Аверинцев, В. В. Бибихин, а также переводч. группа под рук. Г. М. Прохорова. В 1990–91 в Германии было завершено критич. издание всего Ареопагитского корпуса (Corpus dionysiacum) с учётом осн. разночтений по рукописям библиотек Синая, Парижа, Рима, Флоренции, Лондона, Вены.
«Ареопагитики» включают 4 трактата: «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Божественных именах», «О мистическом (таинственном) богословии», а также 10 посланий. Содержание трактатов и их стилистич. единство свидетельствуют об их принадлежности одному автору. Трактаты «Ареопагитик» адресованы ап. Тимофею; первые 4 послания – монаху Гаю, 5-е – диакону Дорофею, 6-е – свящ. Сосипатру, 7-е – еп. Поликарпу Смирнскому, 8-е – монаху Демофилу, 9-е – еп. Титу, 10-е – ап. Иоанну Богослову.
Трактат «О небесной иерархии» состоит из 15 глав. В начале трактата даётся общее определение иерархии, излагаются цель и принцип её организации (гл. 3). Начиная с 4-й гл. автор обращается к собственно небесной иерархии, которая именуется ангельской. Перечисляются 9 чинов небесной иерархии с характеристикой каждого и особенностями их иерархич. отношений. Главы 11–12 посвящены «этимологии» именования «небесные силы», а также проблеме «Божественной соименности». Главы 13–15 посвящены природе небесных сил и образам их раскрытия.
В соч. «О церковной иерархии», включающем 7 глав, 1-я гл. посвящена проблеме её учреждения, далее повествуется о 6 таинствах (Крещении – гл. 2, Евхаристии – гл. 3, освящении мира – гл. 4, Священстве – гл. 5, монашеском постриге – гл. 6 и погребении – гл. 7), излагаются их чинопоследования и символич. смысл.
В основе трактата «О Божественных именах» (включает 13 глав) лежит проблема Божественных имён: безымянность и многоименность Бога, о Котором известно только то, что Он открыл о Себе в Священном Писании, а также то, что Он – причина всего. В гл. 1 акцент делается на непостижимости Бога. Далее (гл. 2) говорится о Божественных «единениях» и «различиях», под которыми понимаются, с одной стороны, единая природа и три Лица Св. Троицы и с другой – единство Божественной сущности и промыслительное исхождение Божественной благости, направленное вовне. Божественные имена, в понимании автора, воспевают действия Божественного Промысла и излагаются в следующем порядке: Добро, Свет, Красота и Любовь (гл. 4), Сущий (гл. 5), Жизнь (гл. 6), Мудрость, Ум, Слово, Истина (гл. 7), Сила, Справедливость, Спасение (гл. 8), Великий и Малый, Тот же и Другой, Подобный и Неподобный, Движущийся и Неподвижный, Равный (гл. 9), «Ветхий денми» и Юный (гл. 10), Вседержитель (гл. 10) и Мир, Который «всех объединяет» (гл. 11), «Святой Святых», «Царь царей», «Господь господ», «Бог богов» (гл. 12) и Единое (гл. 13). В заключение подчёркивается, что все имена Бога неточны, т. к. соответствуют только символам, не имеющим никакого внешнего подобия, а апофатика остаётся самым надёжным средством богопознания.
Трактат «О мистическом богословии» начинается молитвой Св. Троице и пожеланием Тимофею устремиться к единению с Богом. Автор предпочитает путь «отъятий всего сущего», или отрицаний, по которому совершается восхождение к первейшему, т. е. к Богу, а не путь прибавлений, или утверждений, соответствующий нисхождению ума к чувственному (гл. 2). Апофатический и катафатический способы богословия, которые здесь излагаются, выступают как строго проводимые методы; эти термины, утвердившиеся впоследствии и в вост., и в зап. Церкви, впервые вводятся в обиход христианского богословия (гл. 3). Апофатическое богословие – учение о вышебытийной природе и непознаваемости Бога; при его изложении автор опирался на тексты Священного Писания и на предшествовавшую святоотеч. традицию (главы 1, 3). Апофатическое отрицание в «Ареопагитиках» означает несоизмеримое превосходство Творца над всем тварным, а не Его недостаточность, поэтому равным образом применяются к Богу выражения как с «не», так и со «сверх». Излагая учение о Троице, автор «Ареопагитик» учит, что Бог одновременно есть и Единица (Монада), и Троица: «Единица по причине простоты и единства сверхприродной неделимости... Троица по причине триипостасного проявления пресущественной плодовитости...» («О Божественных именах». 1. 4). Св. Троица и есть Тот апофатически-непознаваемый, пресущественный Бог-в-Себе, проявляющий Себя во множестве свойств, имён и сил (Там же. 13. 3).
Первые пять посланий Д. А. посвящены христологич. теме и учению об ограниченности нашего богопознания. В 1-м речь идёт о преимуществе незнания, которое обозначает Божественную трансцендентность, перед мн. знанием, которое прекращает незнание, потому что «совершенное незнание обозначает познание Того, Кто выше всего познаваемого». Во 2-м послании говорится, что люди, несмотря на то, что они призваны к обо́жению, никогда не достигнут Бога, Который «неподражаем». 3-е послание – о пресущественной Божественной природе Иисуса Христа, Которая, явившись «внезапно», и после Своего явления остаётся сокрытой. 4-е послание – о воплощении Иисуса Христа, в нём утверждается, что Бог, став истинным человеком, не перестал быть трансцендентным; в конце послания приводится знаменитое в патристич. лит-ре выражение «новое богомужное действование», ставшее особо актуальным в период монофелитских споров. В 5-м послании Божественный мрак называется «неприступным светом», где пребывает Бог, к постижению Которого можно прийти по апофатическому пути богопознания через невидение и незнание. В 6-м послании автор призывает защищать истину и избегать споров на религ. темы. В 7-м – даются ответы софисту Аполлофану, обвинявшему Д. А. в использовании системы аргументов греч. античной философии. В 8-м и 9-м посланиях подчёркивается важность иерархии, а также системы образов (символов), ставших неотъемлемой частью визант. христианства. 10-е послание адресовано пребывающему на о. Патмос ап. Иоанну Богослову с пожеланиями освобождения.