Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИМИ́ТРИЙ РОСТО́ВСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 753

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников

ДИМИ́ТРИЙ РОСТО́ВСКИЙ (Да­ни­ил Сав­вич Туп­та­ло, Туп­та­лен­ко) [11(21).12.1651, с. Ма­ка­ро­во, близ Кие­ва – 28.10 (8.11).1709, Рос­тов], ми­тро­по­лит Рос­тов­ский и Яро­слав­ский, пи­са­тель, по­эт, дра­ма­тург, про­по­вед­ник; свя­той Рус. пра­во­слав­ной церк­ви.

Из се­мьи ка­за­ка, позд­нее сот­ни­ка Ки­ев­ско­го пол­ка. С 1660 жил в Кие­ве. Учил­ся в Кие­во-Мо­ги­лян­ской кол­ле­гии (1662–65), сво­бод­но вла­дел лат., польск. и греч. язы­ка­ми. В ию­ле 1668 в Ки­ев­ском Ки­рил­лов­ском мон. при­нял ино­чес­кий по­стриг, ие­ро­диа­кон (1669), позд­нее в Гус­тын­ском мон. (в рай­оне г. При­лу­ки) ру­ко­по­ло­жен в ие­ро­мо­на­хи (1675). С 1677 про­по­ве­до­вал в Слуц­ке, Виль­но, Но­вом Дво­ре (Речь По­спо­ли­та), жил в Чер­ни­го­ве (с 1679). Был игу­ме­ном в мо­на­сты­рях Ба­ту­ри­на, Глу­хо­ва, Кие­ва, Чер­ни­го­ва, Нов­го­род-Се­вер­ско­го (1681–1700).

С 1684 по по­ру­че­нию ар­хим. Вар­лаа­ма Ясин­ско­го ра­бо­тал над со­став­ле­ни­ем жиз­не­опи­са­ния всех свя­тых, чти­мых пра­во­слав­ной цер­ко­вью (Че­тьи-Ми­неи), – его гл. тру­дом (изд. 1689, 1695, 1700, 1705). В 1689 в Мо­ск­ве в сви­те гет­ма­на И. С. Ма­зе­пы, встре­чал­ся с ца­рём Пет­ром I и пат­ри­ар­хом Ио­а­ки­мом, от ко­то­ро­го по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние на со­став­ле­ние Четь­их-Ми­ней. В 1701 по ре­ко­мен­да­ции Пет­ра I по­став­лен ми­тро­по­ли­том Си­бир­ским, но, за­бо­лев, за­дер­жал­ся в Мо­ск­ве. С мар­та 1702 ми­тро­по­лит Рос­тов­ский и Яро­слав­ский.

Соз­дал ар­хие­рей­скую шко­лу в Рос­то­ве (сент. 1702), обу­че­ние в ко­то­рой строи­лось по об­раз­цу ки­ев­ских учеб­ных за­веде­ний. Во­пре­ки тре­бо­ва­нию Пет­ра I до­но­сить вла­стям об ан­ти­пра­ви­тель­ст­вен­ных на­строе­ни­ях, об­на­ру­жен­ных на ис­по­ве­ди, Д. Р. об­ли­чал свя­щен­ни­ков, на­ру­шив­ших тай­ну ис­по­ве­ди, ис­кал дос­той­ных ие­ре­ев во вся­ком со­сло­вии. Был ав­то­ром со­чи­не­ний ре­лиг.-нравств. ха­рак­те­ра («Апо­ло­гия в уто­ле­ние пе­ча­ли че­ло­ве­ка...», 1700; «Рас­су­ж­де­ние об об­ра­зе Бо­жии и по­до­бии в че­ло­ве­це», 1707), а так­же мн. про­по­ве­дей, об­ли­чав­ших не­ве­же­ст­во, ко­ры­сто­лю­бие, ле­ность, заб­ве­ние свя­щен­ных за­по­ве­дей. Стиль ора­тор­ских про­из­ве­де­ний Д. Р. стал клас­сич. об­раз­цом для про­по­вед­ни­ков 18–19 вв.

При ра­бо­те над Четь­и­ми-Ми­нея­ми Д. Р. ис­поль­зо­вал как древ­не­рус­ские, так и лат., греч. и польск. ис­точ­ни­ки; мно­гие из бо­лее ран­них жи­тий, ото­бран­ных Д. Р., бы­ли им от­ре­дак­ти­ро­ва­ны. В рос­тов­ский пе­ри­од бы­ла соз­да­на «Ро­ж­де­ст­вен­ская дра­ма», по­свя­щён­ная Ро­ж­де­ст­ву Хри­сто­ву (др. пье­са, «Ус­пен­ская дра­ма», по-ви­ди­мо­му, от­но­сит­ся к ки­ев­ско­му пе­рио­ду). Стиль обо­их со­чи­не­ний – ба­рок­ко, в раз­но­вид­но­сти, ха­рак­тер­ной для те­ат­ра ду­хов­ных школ. Так­же в это вре­мя им был со­став­лен на ос­но­ве биб­лей­ских ска­за­ний и рус. и иностр. хро­ник т. н. «Ке­лей­ный ле­то­пи­сец» – ори­ги­наль­ное про­из­ве­де­ние ис­то­рич. и на­зи­дат. ха­рак­те­ра.

В 1980-х гг. Е. М. Ле­ва­шёв осу­ще­ст­вил муз.-сце­нич. ре­кон­ст­рук­цию «Ро­ж­де­ст­вен­ской дра­мы» Д. Р. (под назв. «Рос­тов­ское дей­ст­во» по­став­ле­на в 1982 в Ка­мер­ном муз. те­ат­ре под рук. Б. А. По­кров­ско­го в Мо­ск­ве), объ­е­ди­нив его текст с др.-рус. ду­хов­ной, а так­же слав. нар. му­зы­кой по пра­ви­лам отеч. дра­ма­тур­гии и муз. ком­по­зи­ции 17 в. При этом бы­ли ис­поль­зо­ва­ны 2 ва­ри­ан­та под­лин­ной псаль­мы Д. Р. («Ны­не весь мир да иг­ра­ет») и псаль­мы, ему при­пи­сы­вае­мые.

По­гре­бён в Рос­тов­ском Спа­со-Иа­ков­лев­ском мон. При пе­ре­дел­ке мо­на­сты­ря в 1752 бы­ли об­ре­те­ны его мо­щи. Дни па­мя­ти – 23 мая (5 ию­ня), 21 сент. (4 окт.), 28 окт. (10 но­яб.).

Соч.: Ру­но оро­шен­ное. Чер­ни­гов, 1683. СПб., 2003; Кни­га жи­тий свя­тых. К., 1689–1705. Ч. 1–4; Ле­то­пись иже во свя­тых от­ца на­ше­го Ди­мит­рия, ми­тро­по­ли­та Рос­тов­ско­го… с при­со­во­ку­п­ле­ни­ем Ке­лей­ной ле­то­пи­си… М., 1784; Со­чи­не­ния свя­то­го Ди­мит­рия, ми­тро­по­ли­та Рос­тов­ско­го. К., 1895–1905. Ч. 1–5; Ус­пен­ская дра­ма (Ко­ме­дия на Ус­пе­ние Бо­го­ро­ди­цы) // Рус­ская дра­ма­тур­гия по­след­ней чет­верти XVII и на­ча­ла XVIII в. М., 1972; Ро­ж­де­ст­вен­ская дра­ма, или Рос­тов­ское дей­ст­во / Му­зы­каль­но-сце­ни­че­ская ре­кон­ст­рук­ция Е. Ле­ва­ше­ва. М., 1989; Сти­хо­тво­ре­ния. Ко­ме­дия на Рож­де­ст­во Хри­сто­во // Па­мят­ни­ки ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си: XVII век. М., 1994. Кн. 3; Свя­той Ди­мит­рий Рос­тов­ский и его из­бран­ные тво­ре­ния, пе­ре­ве­ден­ные на рус­ский язык. СПб., 1998; Жи­тие свя­тых. Минск, 2004. Кн. 1–3.

Лит.: Шляп­кин И. А. Св. Ди­мит­рий Рос­тов­ский и его вре­мя (1651–1709 гг.). СПб., 1891; Ти­тов А. А. Жи­тие свя­то­го Ди­мит­рия, ми­тро­по­ли­та Рос­тов­ско­го. Рос­тов, 1902; Жиз­не­опи­са­ния дос­то­па­мят­ных лю­дей зем­ли Рус­ской, X–XX вв. М., 1992.

Вернуться к началу