ДИМИ́ТРИЙ РОСТО́ВСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИМИ́ТРИЙ РОСТО́ВСКИЙ (Даниил Саввич Туптало, Тупталенко) [11(21).12.1651, с. Макарово, близ Киева – 28.10 (8.11).1709, Ростов], митрополит Ростовский и Ярославский, писатель, поэт, драматург, проповедник; святой Рус. православной церкви.
Из семьи казака, позднее сотника Киевского полка. С 1660 жил в Киеве. Учился в Киево-Могилянской коллегии (1662–65), свободно владел лат., польск. и греч. языками. В июле 1668 в Киевском Кирилловском мон. принял иноческий постриг, иеродиакон (1669), позднее в Густынском мон. (в районе г. Прилуки) рукоположен в иеромонахи (1675). С 1677 проповедовал в Слуцке, Вильно, Новом Дворе (Речь Посполита), жил в Чернигове (с 1679). Был игуменом в монастырях Батурина, Глухова, Киева, Чернигова, Новгород-Северского (1681–1700).
С 1684 по поручению архим. Варлаама Ясинского работал над составлением жизнеописания всех святых, чтимых православной церковью (Четьи-Минеи), – его гл. трудом (изд. 1689, 1695, 1700, 1705). В 1689 в Москве в свите гетмана И. С. Мазепы, встречался с царём Петром I и патриархом Иоакимом, от которого получил благословение на составление Четьих-Миней. В 1701 по рекомендации Петра I поставлен митрополитом Сибирским, но, заболев, задержался в Москве. С марта 1702 митрополит Ростовский и Ярославский.
Создал архиерейскую школу в Ростове (сент. 1702), обучение в которой строилось по образцу киевских учебных заведений. Вопреки требованию Петра I доносить властям об антиправительственных настроениях, обнаруженных на исповеди, Д. Р. обличал священников, нарушивших тайну исповеди, искал достойных иереев во всяком сословии. Был автором сочинений религ.-нравств. характера («Апология в утоление печали человека...», 1700; «Рассуждение об образе Божии и подобии в человеце», 1707), а также мн. проповедей, обличавших невежество, корыстолюбие, леность, забвение священных заповедей. Стиль ораторских произведений Д. Р. стал классич. образцом для проповедников 18–19 вв.
При работе над Четьими-Минеями Д. Р. использовал как древнерусские, так и лат., греч. и польск. источники; многие из более ранних житий, отобранных Д. Р., были им отредактированы. В ростовский период была создана «Рождественская драма», посвящённая Рождеству Христову (др. пьеса, «Успенская драма», по-видимому, относится к киевскому периоду). Стиль обоих сочинений – барокко, в разновидности, характерной для театра духовных школ. Также в это время им был составлен на основе библейских сказаний и рус. и иностр. хроник т. н. «Келейный летописец» – оригинальное произведение историч. и назидат. характера.
В 1980-х гг. Е. М. Левашёв осуществил муз.-сценич. реконструкцию «Рождественской драмы» Д. Р. (под назв. «Ростовское действо» поставлена в 1982 в Камерном муз. театре под рук. Б. А. Покровского в Москве), объединив его текст с др.-рус. духовной, а также слав. нар. музыкой по правилам отеч. драматургии и муз. композиции 17 в. При этом были использованы 2 варианта подлинной псальмы Д. Р. («Ныне весь мир да играет») и псальмы, ему приписываемые.
Погребён в Ростовском Спасо-Иаковлевском мон. При переделке монастыря в 1752 были обретены его мощи. Дни памяти – 23 мая (5 июня), 21 сент. (4 окт.), 28 окт. (10 нояб.).