Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАКА́РИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 502-503

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Никулин

МАКА́РИЙ (Булгaков Ми­ха­ил Пет­ро­вич) [19.9(1.10).1816, с. Сур­ко­во Но­во­ос­коль­ско­го у. Кур­ской губ. – 9(21).6.1882, с. Чер­ки­зо­во Моск. у. Моск. губ.; по­хо­ро­нен в Трои­це-Сер­гие­вой лав­ре], ми­тро­по­лит Мо­с­ков­ский и Ко­ло­мен­ский, ис­то­рик Церк­ви, бо­го­слов, акад. Пе­терб. АН (1854).

Митрополит Макарий (Булгаков М. П.). Портрет работы неизвестного художника. Начало 1880-х гг. Исторический музей (Москва).

Из се­мьи свя­щен­ни­ка. Окон­чил Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию (КДА) со сте­пе­нью ба­ка­лав­ра (1841), ос­тав­лен при КДА для пре­по­да­ва­ния рус. ис­то­рии. В 1841 по­стри­жен в мо­на­ше­ст­во, вско­ре ру­ко­по­ло­жен в ие­ро­мо­на­хи. Ини­циа­тор от­кры­тия в КДА ка­фед­ры рус. цер­ков­ной и гражд. ис­то­рии. В 1842 рек­тор Кие­во-По­доль­ских ду­хов­ных уч-щ. В том же го­ду пе­ре­ве­дён в С.-Пе­терб. ду­хов­ную ака­де­мию (СПбДА). Пре­по­да­вал дог­ма­тич. бо­го­сло­вие, ис­то­рию Рус. церк­ви и рас­ко­ла. Ма­гистр бо­го­сло­вия («Ис­то­рия Ки­ев­ской ака­де­мии», 1843), проф. (1844). В 1844 воз­ве­дён в сан ар­хи­ман­д­ри­та. Док­тор бо­го­сло­вия («Вве­де­ние в пра­во­слав­ное бо­го­сло­вие», 1847). В 1850–57 рек­тор СПбДА, редактор ж. «Хри­сти­ан­ское чте­ние». В 1851 ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­пы с ти­ту­лом Вин­ниц­ко­го, ви­ка­рия Ка­ме­нец-По­доль­ской епар­хии.

В 1857 на­зна­чен еп. Там­бов­ским. Ак­тив­но за­ни­мал­ся мис­сио­нер­ской дея­тель­но­стью сре­ди ста­ро­об­ряд­цев и сек­тан­тов. В 1859–68 еп. Харь­ков­ский (с 1862 ар­хи­еп.). На строи­тель­ст­во в епар­хии хра­мов, уст­рой­ст­во цер­ков­но-при­ход­ских школ и биб­лио­тек жерт­во­вал лич­ные сред­ст­ва, спо­соб­ст­во­вал от­кры­тию при­ход­ских по­пе­чи­тельств. Ввёл вы­бо­ры ду­хо­вен­ст­вом бла­го­чин­ных (1864), уч­ре­дил со­ве­ты бла­го­чин­ных для ре­ше­ния спо­ров ме­ж­ду чле­на­ми при­чтов (1867). Ос­но­вал ду­хов­но-лит. ж. «Ду­хов­ный вест­ник» (1862–1867) и ж. «Ду­хов­ный днев­ник» (1864, в 1867 пре­об­ра­зо­ван в «Харь­ков­ские епар­хи­аль­ные ве­до­мо­сти»). Уча­ст­во­вал в об­су­ж­де­нии про­ек­тов ре­фор­мы ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ний (1860).

В 1868–79 ар­хи­еп. Ли­тов­ский и Ви­лен­ский. При М. в Ли­тов­ской епар­хии по­строе­но и вос­ста­нов­ле­но 293 пра­во­слав­ных хра­ма (в т. ч. вос­ста­нов­лен ка­фед­раль­ный со­бор в Виль­но), улуч­ше­но ма­те­ри­аль­ное обес­пе­че­ние ду­хо­вен­ст­ва. С 1868 чл. Си­но­да, поль­зо­вал­ся под­держ­кой обер-про­ку­ро­ра Д. А. Тол­сто­го. Уча­ст­во­вал в об­су­ж­де­нии про­ек­тов но­вых ус­та­вов ду­хов­ных ака­де­мий (1868), пред­ла­гал раз­де­лить ака­де­мии на 2 груп­пы: выс­шие бо­го­слов­ские учи­ли­ща с уг­луб­лён­ным изу­че­ни­ем бо­го­слов­ских дис­ци­п­лин и две ака­де­мии с пре­об­ла­да­ни­ем об­ще­об­ра­зо­ват. пред­ме­тов. Воз­глав­лял при Си­но­де к-т по пе­ре­смот­ру ус­та­ва ду­хов­ной цен­зу­ры (1870–71), а так­же к-т (1870–74), под­го­то­вив­ший про­ект ре­фор­мы цер­ков­но­го су­да в со­от­вет­ст­вии с прин­ци­па­ми су­деб­ной ре­фор­мы 1864 (про­ект от­верг­нут по­дав­ляю­щим боль­шин­ст­вом ар­хие­ре­ев, на­стаи­вав­ших на его не­со­от­вет­ст­вии цер­ков­ным ка­но­нам). В 1878–80 воз­глав­лял ко­мис­сию по рас­смот­ре­нию про­ек­тов но­вых шта­тов при­хо­дов и при­чтов. С 1879 до кон­ца жиз­ни М. воз­глав­лял Моск. епар­хию в са­не ми­тро­по­ли­та. Осо­бую за­бо­ту про­яв­лял о рас­ши­ре­нии про­по­вед­ни­че­ской дея­тель­но­сти моск. ду­хо­вен­ст­ва.

Про­дол­жая тра­ди­цию сис­те­ма­тич. изу­че­ния рус. цер­ков­ной ис­то­рии, за­ло­жен­ную в ра­бо­тах ми­тро­по­ли­тов Пла­то­на (Лев­ши­на) и Ев­ге­ния (Бол­хо­ви­ти­но­ва), А. Н. Му­равь­ё­ва, ар­хи­еп. Фи­ла­ре­та (Гу­ми­лев­ско­го), М. с нач. 1840-х гг. и до кон­ца жиз­ни ра­бо­тал над гл. сво­им со­чи­не­ни­ем – «Ис­то­ри­ей Рус­ской Церк­ви» (т. 1–12, 1857–83, пе­ре­изд. в 7 кн., 1994–1996). Хро­но­ло­гич. рам­ки кни­ги – от пер­вых про­по­вед­ни­ков хри­сти­ан­ст­ва на Ру­си до 1667. Кни­га яв­ля­ет­ся уни­каль­ной по фак­то­ло­гич. пол­но­те и об­стоя­тель­но­сти из­ло­же­ния. Вме­сте с тем оп­по­нен­ты М. – ар­хи­еп. Фи­ла­рет (Гу­ми­лев­ский), Н. П. Ги­ля­ров-Пла­то­нов и др. – от­ме­ча­ли не­дос­та­точ­ность на­уч. ана­ли­за и кри­тич. под­хо­да к ис­точ­ни­кам, от­сут­ствие еди­ной кон­цеп­ции рус. цер­ков­ной ис­то­рии и из­лиш­нюю апо­ло­ге­тич­ность, по­ни­мае­мую как оцен­ку фак­тов толь­ко со сто­ро­ны Церк­ви. Др. цер­ков­но-ис­то­рич. со­чи­не­ние М. – «Ис­то­рия рус­ско­го рас­ко­ла, из­вест­но­го под име­нем ста­ро­об­ряд­ст­ва» (1855), в ко­то­рой про­ис­хо­ж­де­ние рас­ко­ла объ­яс­ня­ет­ся не­ве­же­ст­вом ду­хо­вен­ст­ва и рас­про­стра­не­ни­ем под­лож­ных и по­вре­ж­дён­ных тек­стов. Труд М. «Пра­во­слав­но-дог­ма­ти­че­ское бо­го­сло­вие» (т. 1–5, 1849–53) стал пер­вым круп­ным сис­те­ма­тич. сво­дом по дог­ма­ти­ке в рус. бо­го­сло­вии. Осн. се­ми­нар­ским учеб­ни­ком по бо­го­сло­вию в те­че­ние дол­го­го вре­ме­ни ос­та­ва­лось на­пи­сан­ное М. «Ру­ко­во­дство к изу­че­нию хри­сти­ан­ско­го пра­во­слав­но-дог­ма­ти­че­ско­го бо­го­сло­вия» (1869). М. вёл ак­тив­ную про­по­вед­нич. дея­тель­ность (при его жиз­ни бы­ло опуб­ли­ко­ва­но свы­ше 200 про­по­ве­дей). В про­по­ве­дях час­то за­тра­ги­вал об­ществ. про­бле­мы (под­дер­жи­вал «Ве­ли­кие ре­фор­мы» 1860–70-х гг. – кре­сть­ян­скую ре­фор­му 1861, вве­де­ние зем­ских и но­вых су­деб­ных уч­ре­ж­де­ний; го­во­рил о не­об­хо­ди­мо­сти еди­не­ния со­сло­вий как «гра­ж­дан­ской се­мьи», их вза­им­но­го ува­же­ния, о пре­одо­ле­нии апа­тии к об­ществ. де­лам, о любви к Отечеству).

М. ма­те­ри­аль­но под­дер­жи­вал учё­ных, за­ни­мав­ших­ся цер­ков­ной ис­то­ри­ей. На его сред­ст­ва был из­дан 2-й том «Ис­то­рии Рус­ской Церк­ви» Е. Е. Го­лу­бин­ско­го (не­смот­ря на рас­хо­ж­де­ние ме­ж­ду Го­лу­бин­ским и М. по ря­ду на­уч. про­блем). В 1867 по ини­циа­ти­ве М. из его лич­ных средств уч­ре­ж­де­на пре­мия «для по­ощ­ре­ния луч­ших со­чи­не­ний по бо­го­слов­ским и свет­ским гу­ма­ни­тар­ным нау­кам» (при­су­ж­да­лась по­сле смер­ти М. до 1917; в 1997 Ма­ка­ри­ев­ская пр. воз­ро­ж­де­на и при­су­ж­да­ет­ся со­вме­ст­но Моск. пат­ри­ар­хи­ей, РАН и пра­ви­тель­ст­вом Мо­ск­вы). М. на­граж­дён ор­де­на­ми св. Алек­са­нд­ра Нев­ско­го (1867) и св. Вла­ди­ми­ра 1-й сте­пе­ни (1880).

Соч.: Ис­то­рия хри­сти­ан­ст­ва в Рос­сии до рав­но­апо­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра... СПб., 1846; Очерк ис­то­рии Рус­ской Церк­ви в пе­ри­од до­та­тар­ский. СПб., 1847; Цер­ковь Рус­ская во дни Св. Вла­ди­ми­ра и Яро­сла­ва до из­бра­ния ми­тро­по­ли­та Ила­рио­на. СПб., 1850; Со­б­ра­ние слов и ре­чей... СПб., 1869; Пат­ри­арх Ни­кон в де­ле ис­прав­ле­ния цер­ков­ных книг и об­ря­дов. М., 1881; Сло­ва и ре­чи, про­из­не­сен­ные в [1841–82]. СПб., 1890–1891. Т. 1–3.

Лит.: Де­ми­дов В. Вы­со­ко­пре­ос­вя­щен­ный Ма­ка­рий, ми­тро­по­лит Мо­с­ков­ский и Ко­ло­мен­ский. Его жизнь, дея­тель­ность и взгля­ды на го­су­дар­ст­во, об­ще­ст­во, нау­ку и ре­ли­гию. СПб., 1879; Ле­бе­дев Н. А. Ма­ка­рий, быв­ший ми­тро­по­лит Мо­с­ков­ский: Био­гра­фи­че­ский очерк. 2-е изд. СПб., 1882; Из­ве­ков Н. Д. Не­ко­то­рые чер­ты дея­тель­но­сти ми­тро­по­ли­та Ма­ка­рия (Бул­га­ко­ва) по управ­ле­нию Ли­тов­скою епар­хи­ею. Сер­ги­ев По­сад, 1892; Ки­па­ри­сов В. Ф. Ми­тро­по­лит Мо­с­ков­ский Ма­ка­рий (Бул­га­ков) как про­по­вед­ник. Сер­ги­ев По­сад, 1893; Ти­тов Ф. И. Ма­ка­рий (Бул­га­ков), ми­тро­по­лит Мо­с­ков­ский и Kоломенский. К., 1895–1915. Т. 1–3; Доб­ро­мы­слов В. П. Ма­ка­рий Бул­га­ков, ми­тро­по­лит Мо­с­ков­ский, как рас­ко­ло­вед. Ря­зань, 1900–1901. Т. 1–3; Ро­ж­де­ст­вен­ский А. Ма­ка­рий (Бул­га­ков), ми­тро­по­лит Мо­с­ков­ский. По вос­по­ми­на­ни­ям его пись­мо­во­ди­те­ля // Стран­ник. 1909. № 5–6.

Вернуться к началу