МАКА́РИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАКА́РИЙ (Булгaков Михаил Петрович) [19.9(1.10).1816, с. Сурково Новооскольского у. Курской губ. – 9(21).6.1882, с. Черкизово Моск. у. Моск. губ.; похоронен в Троице-Сергиевой лавре], митрополит Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов, акад. Петерб. АН (1854).
Из семьи священника. Окончил Киевскую духовную академию (КДА) со степенью бакалавра (1841), оставлен при КДА для преподавания рус. истории. В 1841 пострижен в монашество, вскоре рукоположен в иеромонахи. Инициатор открытия в КДА кафедры рус. церковной и гражд. истории. В 1842 ректор Киево-Подольских духовных уч-щ. В том же году переведён в С.-Петерб. духовную академию (СПбДА). Преподавал догматич. богословие, историю Рус. церкви и раскола. Магистр богословия («История Киевской академии», 1843), проф. (1844). В 1844 возведён в сан архимандрита. Доктор богословия («Введение в православное богословие», 1847). В 1850–57 ректор СПбДА, редактор ж. «Христианское чтение». В 1851 рукоположен в епископы с титулом Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии.
В 1857 назначен еп. Тамбовским. Активно занимался миссионерской деятельностью среди старообрядцев и сектантов. В 1859–68 еп. Харьковский (с 1862 архиеп.). На строительство в епархии храмов, устройство церковно-приходских школ и библиотек жертвовал личные средства, способствовал открытию приходских попечительств. Ввёл выборы духовенством благочинных (1864), учредил советы благочинных для решения споров между членами причтов (1867). Основал духовно-лит. ж. «Духовный вестник» (1862–1867) и ж. «Духовный дневник» (1864, в 1867 преобразован в «Харьковские епархиальные ведомости»). Участвовал в обсуждении проектов реформы духовных учебных заведений (1860).
В 1868–79 архиеп. Литовский и Виленский. При М. в Литовской епархии построено и восстановлено 293 православных храма (в т. ч. восстановлен кафедральный собор в Вильно), улучшено материальное обеспечение духовенства. С 1868 чл. Синода, пользовался поддержкой обер-прокурора Д. А. Толстого. Участвовал в обсуждении проектов новых уставов духовных академий (1868), предлагал разделить академии на 2 группы: высшие богословские училища с углублённым изучением богословских дисциплин и две академии с преобладанием общеобразоват. предметов. Возглавлял при Синоде к-т по пересмотру устава духовной цензуры (1870–71), а также к-т (1870–74), подготовивший проект реформы церковного суда в соответствии с принципами судебной реформы 1864 (проект отвергнут подавляющим большинством архиереев, настаивавших на его несоответствии церковным канонам). В 1878–80 возглавлял комиссию по рассмотрению проектов новых штатов приходов и причтов. С 1879 до конца жизни М. возглавлял Моск. епархию в сане митрополита. Особую заботу проявлял о расширении проповеднической деятельности моск. духовенства.
Продолжая традицию систематич. изучения рус. церковной истории, заложенную в работах митрополитов Платона (Левшина) и Евгения (Болховитинова), А. Н. Муравьёва, архиеп. Филарета (Гумилевского), М. с нач. 1840-х гг. и до конца жизни работал над гл. своим сочинением – «Историей Русской Церкви» (т. 1–12, 1857–83, переизд. в 7 кн., 1994–1996). Хронологич. рамки книги – от первых проповедников христианства на Руси до 1667. Книга является уникальной по фактологич. полноте и обстоятельности изложения. Вместе с тем оппоненты М. – архиеп. Филарет (Гумилевский), Н. П. Гиляров-Платонов и др. – отмечали недостаточность науч. анализа и критич. подхода к источникам, отсутствие единой концепции рус. церковной истории и излишнюю апологетичность, понимаемую как оценку фактов только со стороны Церкви. Др. церковно-историч. сочинение М. – «История русского раскола, известного под именем старообрядства» (1855), в которой происхождение раскола объясняется невежеством духовенства и распространением подложных и повреждённых текстов. Труд М. «Православно-догматическое богословие» (т. 1–5, 1849–53) стал первым крупным систематич. сводом по догматике в рус. богословии. Осн. семинарским учебником по богословию в течение долгого времени оставалось написанное М. «Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия» (1869). М. вёл активную проповеднич. деятельность (при его жизни было опубликовано свыше 200 проповедей). В проповедях часто затрагивал обществ. проблемы (поддерживал «Великие реформы» 1860–70-х гг. – крестьянскую реформу 1861, введение земских и новых судебных учреждений; говорил о необходимости единения сословий как «гражданской семьи», их взаимного уважения, о преодолении апатии к обществ. делам, о любви к Отечеству).
М. материально поддерживал учёных, занимавшихся церковной историей. На его средства был издан 2-й том «Истории Русской Церкви» Е. Е. Голубинского (несмотря на расхождение между Голубинским и М. по ряду науч. проблем). В 1867 по инициативе М. из его личных средств учреждена премия «для поощрения лучших сочинений по богословским и светским гуманитарным наукам» (присуждалась после смерти М. до 1917; в 1997 Макариевская пр. возрождена и присуждается совместно Моск. патриархией, РАН и правительством Москвы). М. награждён орденами св. Александра Невского (1867) и св. Владимира 1-й степени (1880).