ПЛАТО́Н
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛАТО́Н (в миру Левшин Пётр Георгиевич) [29.6(10.7).1737, с. Чашниково, ныне деревня Солнечногорского р-на Моск. обл. – 11(23).11.1812, Спасо-Вифанский мон.; похоронен в Свято-Духовской ц. Троице-Сергиевой лавры], рос. церковный деятель, митрополит Московский (с 1787), проповедник. Сын сельского причетника. Окончил Славяно-греко-латинскую академию в Москве (1757). Пострижен в монахи в Троице-Сергиевой лавре с именем Платон [14(25).8.1758]. Иеродиакон (1758), иеромонах (1759); с 1759 префект, с 1761 ректор Троицкой семинарии (при лавре), преподаватель богословия. В 1763, во время посещения лавры имп. Екатериной II, П. обратил на себя её внимание блестящей проповедью и вскоре был определён законоучителем цесаревича Павла Петровича (будущего имп. Павла I) и придворным проповедником. С 1763 наместник Троице-Сергиевой лавры. С 1766 архимандрит и чл. Святейшего Синода. Архиеп. Тверской (1770–75); архиеп. Московский (с 1775), возглавлял Моск. кафедру в течение 37 лет: с 29.6(10.7).1787 митр. Московский и Калужский, с 1799, после учреждения отд. Калужской епархии, – митр. Московский и Коломенский.
П. особо заботился о нравств. облике моск. духовенства, подготовке и воспитании будущих священников. Среди его учеников: архиеп. Августин (Виноградский) (1766–1819), митрополиты Серафим (Глаголевский) (1757–1843), Филарет (Дроздов) и др. Благодаря П. начался расцвет Славяно-греко-латинской академии. П. расширил в ней преподавание богословских дисциплин на рус. яз., пожертвовал деньги на содержание успешных учеников в академии и в др. духовных учебных заведениях Моск. епархии. В 1783 основал близ Троице-Сергиевой лавры Спасо-Вифанский скит (с 1797 монастырь), в 1797 – Вифанскую семинарию при этом монастыре. С 1792 жил в Троице-Сергиевой лавре и в Вифанском мон., со временем поручил дела по управлению Моск. епархией своему викарию, еп. Августину (Виноградскому). В 1790-х гг. по инициативе П. начато возрождение Оптиной пустыни в качестве строгого общежительства.
П. резко осуждал увлечение рос. интеллектуалов атеистич. взглядами франц. энциклопедистов (Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро и др.), критиковал представление о возможности познания истины исключительно человеческим разумом без веры (называл это «ложным просвещением»). Считал, что гл. принципом любого общества должно быть богопочитание: само понятие «гражданин» для П. было неотделимо от понятия «христианин». Вместе с тем поддерживал развитие наук, разумное заимствование достижений Запада.
С именем П. связано изменение отношения РПЦ к части старообрядцев, признавшей власть и иерархию офиц. Церкви, – появление т. н. единоверия (термин введён П.). Им составлены «Правила единоверия» (1800) – руководство в отношениях офиц. Церкви с последователями старого обряда.
П. – автор первого в России краткого изложения (учебника) православного богословия («Православное учение, или Сокращённая христианская богословия», изд. в 1765); инструкции для благочинных (1775), ставшей обязательной во всех епархиях, которая определяла порядок управления приходами и взаимодействия благочинных с епархиальным начальством, священнослужителями и мирянами; первого учебника по истории Рус. церкви («Краткая церковная российская история», изд. в 1805); многочисл. проповедей; а также богатого автобиографич. наследия (дневник 1763–65, подробная автобиография, путевые заметки). Награждён орденом Св. Андрея Первозванного (1797), хотя выступал против практики награждения духовенства орденами, введённой имп. Павлом I.
Фигура П. помещена в скульптурной композиции памятника «Тысячелетие России» (1862, автор проекта – М. О. Микешин).