Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛАТО́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 381-382

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Глазева

ПЛАТО́Н (в ми­ру Лев­шин Пётр Ге­ор­гие­вич) [29.6(10.7).1737, с. Чаш­ни­ко­во, ны­не де­рев­ня Сол­неч­но­гор­ско­го р-на Моск. обл. – 11(23).11.1812, Спа­со-Ви­фан­ский мон.; по­хо­ро­нен в Свя­то-Ду­хов­ской ц. Трои­це-Сер­гие­вой лав­ры], рос. цер­ков­ный дея­тель, ми­тро­по­лит Мо­с­ков­ский (с 1787), про­по­вед­ник. Сын сель­ско­го при­чет­ни­ка. Окон­чил Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­скую ака­де­мию в Мо­ск­ве (1757). По­стри­жен в мо­на­хи в Трои­це-Сер­гие­вой лав­ре с име­нем Пла­тон [14(25).8.1758]. Ие­ро­диа­кон (1758), ие­ро­мо­нах (1759); с 1759 пре­фект, с 1761 рек­тор Тро­иц­кой се­ми­на­рии (при лав­ре), пре­по­да­ва­тель бо­го­сло­вия. В 1763, во вре­мя по­се­ще­ния лав­ры имп. Ека­те­ри­ной II, П. об­ра­тил на се­бя её вни­ма­ние бле­стя­щей про­по­ве­дью и вско­ре был оп­ре­де­лён за­ко­но­учи­те­лем це­са­ре­ви­ча Пав­ла Пет­ро­ви­ча (бу­ду­ще­го имп. Пав­ла I) и при­двор­ным про­по­вед­ни­ком. С 1763 на­ме­ст­ник Трои­це-Сер­гие­вой лав­ры. С 1766 ар­хи­ман­д­рит и чл. Свя­тей­ше­го Си­но­да. Ар­хи­еп. Твер­ской (1770–75); ар­хи­еп. Мо­с­ков­ский (с 1775), воз­глав­лял Моск. ка­фед­ру в те­че­ние 37 лет: с 29.6(10.7).1787 митр. Мо­с­ков­ский и Ка­луж­ский, с 1799, по­сле уч­ре­ж­де­ния отд. Ка­луж­ской епар­хии, – митр. Мо­с­ков­ский и Ко­ло­мен­ский.

Митрополит Платон (Левшин). Портрет работы неизвестного художника. После 1793. Фрагмент. Кирилло-Белозерский музей-заповедник.

П. осо­бо за­бо­тил­ся о нравств. об­ли­ке моск. ду­хо­вен­ст­ва, под­го­тов­ке и вос­пи­та­нии бу­ду­щих свя­щен­ни­ков. Сре­ди его уче­ни­ков: ар­хи­еп. Ав­гу­стин (Ви­но­град­ский) (1766–1819), ми­тро­по­ли­ты Се­ра­фим (Гла­го­лев­ский) (1757–1843), Фи­ла­рет (Дроз­дов) и др. Бла­го­да­ря П. на­чал­ся рас­цвет Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ской ака­де­мии. П. рас­ши­рил в ней пре­по­да­ва­ние бо­го­слов­ских дис­ци­п­лин на рус. яз., по­жерт­во­вал день­ги на со­дер­жа­ние ус­пеш­ных уче­ни­ков в ака­де­мии и в др. ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях Моск. епар­хии. В 1783 ос­но­вал близ Трои­це-Сер­гие­вой лав­ры Спа­со-Ви­фан­ский скит (с 1797 мо­на­стырь), в 1797 – Ви­фан­скую се­ми­на­рию при этом мо­на­сты­ре. С 1792 жил в Трои­це-Сер­гие­вой лав­ре и в Ви­фан­ском мон., со вре­ме­нем по­ру­чил де­ла по управ­ле­нию Моск. епар­хи­ей сво­ему ви­ка­рию, еп. Ав­гу­сти­ну (Ви­но­град­ско­му). В 1790-х гг. по ини­циа­ти­ве П. на­ча­то воз­ро­ж­де­ние Оп­ти­ной пус­ты­ни в ка­че­ст­ве стро­го­го об­ще­жи­тель­ст­ва.

П. рез­ко осу­ж­дал ув­ле­че­ние рос. ин­тел­лек­туа­лов атеи­стич. взгля­да­ми франц. эн­цик­ло­пе­ди­стов (Воль­те­ра, Ж. Ж. Рус­со, Д. Дид­ро и др.), кри­ти­ко­вал пред­став­ле­ние о воз­мож­но­сти по­зна­ния ис­ти­ны ис­клю­чи­тель­но че­ло­ве­че­ским ра­зу­мом без ве­ры (на­зы­вал это «лож­ным про­све­ще­ни­ем»). Счи­тал, что гл. прин­ци­пом лю­бо­го об­ще­ст­ва долж­но быть бо­го­по­чи­та­ние: са­мо по­ня­тие «гра­ж­да­нин» для П. бы­ло не­от­де­ли­мо от по­ня­тия «хри­стиа­нин». Вме­сте с тем под­дер­жи­вал раз­ви­тие на­ук, ра­зум­ное за­им­ст­во­ва­ние дос­ти­же­ний За­па­да.

С име­нем П. свя­за­но из­ме­не­ние от­но­ше­ния РПЦ к час­ти ста­ро­об­ряд­цев, при­знав­шей власть и ие­рар­хию офиц. Церк­ви, – по­яв­ле­ние т. н. еди­но­ве­рия (тер­мин вве­дён П.). Им со­став­ле­ны «Пра­ви­ла еди­но­ве­рия» (1800) – ру­ко­во­дство в от­но­ше­ни­ях офиц. Церк­ви с по­сле­до­ва­те­ля­ми ста­ро­го об­ря­да.

П. – ав­тор пер­во­го в Рос­сии крат­ко­го из­ло­же­ния (учеб­ни­ка) пра­во­слав­но­го бо­го­сло­вия («Пра­во­слав­ное уче­ние, или Со­кра­щён­ная хри­сти­ан­ская бо­го­сло­вия», изд. в 1765); ин­ст­рук­ции для бла­го­чин­ных (1775), став­шей обя­за­тель­ной во всех епар­хи­ях, ко­то­рая оп­ре­де­ля­ла по­ря­док управ­ле­ния при­хо­да­ми и взаи­мо­дей­ст­вия бла­го­чин­ных с епар­хи­аль­ным на­чаль­ст­вом, свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми и ми­ря­на­ми; пер­во­го учеб­ни­ка по ис­то­рии Рус. церк­ви («Крат­кая цер­ков­ная рос­сий­ская ис­то­рия», изд. в 1805); мно­го­числ. про­по­ве­дей; а так­же бо­га­то­го ав­то­био­гра­фич. на­сле­дия (днев­ник 1763–65, под­роб­ная ав­то­био­гра­фия, пу­те­вые за­мет­ки). На­гра­ж­дён ор­де­ном Св. Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го (1797), хо­тя вы­сту­пал про­тив прак­ти­ки на­гра­ж­де­ния ду­хо­вен­ст­ва ор­де­на­ми, вве­дён­ной имп. Пав­лом I.

Фи­гу­ра П. по­ме­ще­на в скульп­тур­ной ком­по­зи­ции па­мят­ни­ка «Ты­ся­че­ле­тие Рос­сии» (1862, ав­тор про­ек­та – М. О. Ми­ке­шин).

Соч.: По­учи­тель­ные сло­ва при вы­со­чай­шем дво­ре е. и. в. …Ека­те­ри­ны Алек­се­ев­ны… М., 1779–1806. Т. 1–20; Пись­ма к пре­ос­вя­щен­ным Ам­вро­сию и Ав­гу­сти­ну. М., 1870; Ав­то­био­гра­фия. М., 1887; Полн. собр. соч. СПб., 1913. Т. 1–2; «Из глу­би­ны воз­звах к те­бе, Гос­по­ди...»: Ав­то­био­гра­фия, избр. про­по­ве­ди, пись­ма. М., 1996.

Лит.: Сне­ги­рев И. М. Жизнь Мо­с­ков­ско­го ми­тро­по­ли­та Пла­то­на. М., 1856. Ч. 1–2; На­де­ж­дин А. Ми­тро­по­лит Мо­с­ков­ский Пла­тон Лев­шин как про­по­вед­ник. Ка­зань, 1882; Papmehl K. A. Metropolitan Platon of Moscow (Petr Levshin): the enligh­tened prelate, scholar and educator. Newtonville, 1983; Гла­зе­ва А. С. Жизнь и взгля­ды Мо­с­ков­ско­го ми­тро­по­ли­та Пла­то­на (Лев­ши­на) // Рос­сий­ская ис­то­рия. 2010. № 6.

Вернуться к началу