СЛАВЯ́НО-ГРЕ́КО-ЛАТИ́НСКАЯ АКАДЕ́МИЯ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЛАВЯ́НО-ГРЕ́КО-ЛАТИ́НСКАЯ АКАДЕ́МИЯ (Спасские школы, Московская академия и др.), церковно-гос. учебное заведение в России в кон. 17 – нач. 19 вв. Открыта как школа греч. иеромонахов бр. И. и С. Лихудов. Располагалась в Богоявленском мон. (1685–87) и Заиконоспасском монастыре (1687–1814) в Москве. При организации учебного процесса реализованы отд. положения оставшегося неутверждённым проекта «училища» с академич. статусом – «Привилегии…» [разработан в 1681 Сильвестром (Медведевым) с учётом идей Симеона Полоцкого при поддержке царя Фёдора Алексеевича]. Находилась под «призрением» патриархов Иоакима (до 1690) и Адриана (1690–1700), затем под протекцией митр. Рязанского и Муромского Стефана Яворского [со времени между 16(27).12.1700 и 11(22).1.1701, фактически до сер. 1718] и в ведении Святейшего Синода (с 1721). Возглавлялась С. Лихудом (до осени 1694), с 1700 – ректорами, одновременно являвшимися настоятелями Заиконоспасского мон. [Палладием Роговским, Феофилактом (Лопатинским), Гавриилом (Петровым) и др.]. В 1775–1812 за учебным процессом надзирал «полный директор» академии архиеп. (с 1787 митрополит) Московский Платон (Левшин).
Преподавание в академии осуществлялось гл. обр. на др.-греч. (изучался до 1701 и вновь с 1738) и лат. (преим. с 1701) языках. Полный курс включал также дисциплины (преподавались последовательно) – пиитику (стихосложение) и риторику (обе с кон. 1680-х гг.), логику и физику (с 1-й пол. 1690-х гг.), философию (входили логика, диалектика, метафизика, физика; с 1704), богословие (не позднее чем с 1706). Во 2-й трети 18 в. по плану курс богословия продолжался 4 года, философии и риторики – по 2 года, пиитики – год (однако срок освоения каждой дисциплины зависел от успеваемости). Позднее добавились канонич. право (с 1776), Священная история и нотное пение (обе дисциплины – с 1786), герменевтика, история философии (обе – с 1798), мед. науки (анатомия, физиология и пр.) (с 1802) и др. «По склонности» изучались также нем. (с 1781) и франц. (1781–94, вновь с 1800) языки.
В академию принимались лица православного вероисповедания, первоначально «всякого чину», с 1708 преим. дети священно- и церковнослужителей. Учащиеся не обязаны были изучать все дисциплины, могли прервать обучение и продолжить его в др. учебных заведениях: в школе при Моск. госпитале (с 1798 Моск. медико-хирургич. академия; с 1710-х гг.), в Академическом университете (с 1735), Моск. ун-те (с 1755), С.-Петерб. педагогич. ин-те (с 1804) и др., а также за границей (с кон. 1710-х гг.). Численность уч-ся: 7 чел. (осень 1685), 33 чел. (янв. 1686), ок. 100 чел. (1687/88), 290 чел. (1717), 460 чел. (1738), 200 чел. (1750), ок. 600 чел. (1784), св. 900 чел. (1790-е гг.), св. 1,6 тыс. чел. (1813). Большинство уч-ся получали стипендию. Среди уч-ся и выпускников академии – Н. Н. Бантыш-Каменский, А. А. Барсов, Евгений (Болховитинов), кн. А. Д. Кантемир, Е. И. Костров, С. П. Крашенинников, М. В. Ломоносов, В. П. Петров, Н. Н. Поповский, В. Г. Рубан.
В 1814, при проведении реформы духовного образования 1808–14, академия прекратила существование; некоторые уч-ся (19 чел.) и преподаватели (4 чел.) приняты в Московскую духовную академию в Троице-Сергиевой лавре.