ЛИХУ́ДЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИХУ́ДЫ, Иоанникий (Иоанн) [1633, о. Кефалиния (Ионические о-ва), Венецианская республика – 1717, Москва] и Софроний (Спиридон) [1652, о. Кефалиния – 1730, Москва (по др. данным, Солотчинский мон. близ Рязани)], просветители, богословы, основатели Славяно-греко-латинской академии, иеромонахи, братья.
По происхождению греки. Из семьи капитана корабля. Спиридон окончил Коттунианскую коллегию Падуанского ун-та (1670) со степенью доктора богословия. Будучи студентом, принял монашеский постриг с именем Софроний. Иоанн учился у известного дидаскала Герасима Влаха, преподававшего в школе Венецианского греч. братства. Овдовев, Иоанн принял монашество с именем Иоанникий. Вернувшись на родину, братья преподавали в разл. школах на Кефалинии, на др. зап. греч. островах, в городах Навпакт, Арта, а также в Фессалии и Македонии. Одновременно с просветительской работой вели активную проповеднич. деятельность.
В 1683 Л. оказались в Константинополе. Находившийся там патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара в ответ на запросы рус. правительства прислать греч. учителей направил Л. в Москву. Прибывших 6(16).3.1685 в Москву Л. приняли цари Пётр I и Иван V. 1(11).7.1685 в Богоявленском мон. была открыта Богоявленская школа Л., явившаяся первым этапом создания Славяно-греко-латинской академии. Составленная Л. учебная программа ориентировалась на европ. образцы, прежде всего на программу Падуанского ун-та. Братья написали учебники: «Малая греческая грамматика», «Поэтика». Преподават. деятельностью в осн. занимался Софроний Лихуд, возглавлявший академию в 1685–1694; Иоанникий Лихуд в 1688–91 вёл переговоры с Венецианской республикой о союзе с Россией против Османской империи. В Москве Л. сыграли также важную роль в богословских спорах: отстояли православное учение в полемике с Яном Белобоцким и Сильвестром (Медведевым) о времени пресуществления Святых Даров в Евхаристии.
В 1694 Л. отстранены от преподавания в Славяно-греко-латинской академии. Судя по документам Посольского приказа, одним из важных доводов для их отстранения было послание патриарха Иерусалимского Досифея II, выдвинувшего ряд обвинений против Л. Братьям было разрешено остаться в Москве. В 1694–1697 они давали частные уроки итал. яз., в 1697–1700 преподавали в школе по изучению итал. яз. Эта школа находилась в ведении Разрядного приказа и располагалась, вероятно, на Печатном дворе. В янв. 1704 Л. были удалены в Ипатьевский монастырь в Костроме, где пробыли до янв. 1706. Там они продолжали писать полемич. произведения, а также составили греч. грамматику.
В нач. 1706 митр. Новгородский Иов добился освобождения Л. и позволения им переехать в Новгород, там они почти сразу открыли школу. Уже в кон. 1707 в Москву был вызван Софроний Лихуд, где он возглавил школу греч. яз. (в академии в то время этот язык не преподавался). В 1712 он был привлечён к работе над исправлением слав. перевода Библии, которая велась на Моск. печатном дворе. В 1723–29 Софроний – архимандрит Солотчинского мон., в 1730 переведён в Новоспасский монастырь, однако неизвестно, успел ли он приехать в Москву. Иоанникий Лихуд вернулся из Новгорода в Москву в 1716; погребён в Заиконоспасском монастыре.
За время своей деятельности Л. составили учебники фактически по всем предметам, которые они преподавали. Среди них – греч. грамматика московской (краткой), костромской и новгородской (пространной) редакций, лат. грамматика, поэтика, две риторики, логика, физика, богословие, «О методе эпистолярного искусства». Кроме этого, известны богословско-полемич. сочинения Л.: «Акос», «Мечец духовный», «Лютерские ереси», «Слово о предопределении» (1701), а также панегирики Петру I («Триумф царя под Азовом», 1697; «Плач Святыя Восточныя церкви»; по поводу Полтавской победы – «Сказание радостнаго и торжественнаго триумфа… преславна суща победителя Шведов и внутренних своих врагов», 1709; по поводу заключения мира со Швецией – «Триумф о благополучнейшем и преславном вечном мире… с свейскою короною», 1721), похвальные слова, проповеди и др. сочинения.