ИПА́ТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИПА́ТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ (Ипатия Гангрского во имя Святой Троицы мужской монастырь), в Костроме, на левом берегу Волги. Основан не позднее кон. 14 в. недалеко от города, на стрелке между Волгой и её притоком Костромой. Впервые обитель упоминается в 1435, когда здесь был заключён мир между вел. кн. московским Василием II Васильевичем и кн. Василием Юрьевичем Косым. Два более ранних акта в И. м. – моск. боярина К. Д. Шеи Зернова, предположительно датируемые 1406–17, известны только по упоминаниям (текст одного из них, как установил И. А. Голубцов, сфальсифицирован на бумаге кон. 1530-х – нач. 1540-х гг.). И. м. пользовался покровительством великокняжеской власти. В июне 1443 вел. кн. московский Василий II Васильевич выдал указную грамоту с запрещением пользоваться в Костроме всеми перевозами, за исключением одного, принадлежавшего обители. И. м. являлся родовой усыпальницей Сабуровых и их родственников – Годуновых и Вельяминовых-Зерновых.
Расцвет И. м. во 2-й пол. 16 в. связан с возвышением бояр Сабуровых и Годуновых при великокняжеском (с 1547 – царском) дворе. Это позволило привлечь в обитель вкладчиков из др. знатных фамилий. В 1567–72 И. м. входил в опричнину. Во 2-й пол. 16 в. по инициативе Сабуровых и их однородцев появилась родословная легенда (несостоятельная с историч. и хронологической точки зрения), согласно которой их предком был татарский мурза Захарий Чет, крещённый митр. Петром (по др. версии – митрополитами Петром и Феогностом одновременно) и основавший в 1330 И. м. на месте чудесного явления ему Пресвятой Богородицы со сщмч. Ипатием, еп. Гангрским, и ап. Филиппом. Наиболее щедрые земельные и денежные вклады поступали в И. м. от Сабуровых и Годуновых: постоянно поддерживал его Д. И. Годунов, а также его племянник – Борис Фёдорович Годунов, который вместе с сестрой, царицей И. Ф. Годуновой, привлёк к обители внимание царя Фёдора Ивановича. В 1595 И. м. получил двор с каменными постройками в Китай-городе в Москве, а в 1603 – два двора в Костроме. В 1597–1600 монастырь владел 14,1 тыс. га земли (против 3,8 тыс. га в 1562) и 442 поселениями. В 1598 И. м. получил статус архимандритии, а его настоятель стал управлять костромской патриаршей областью.
В 1612–13 за стенами И. м. укрывался вместе с матерью М. Ф. Романов (будущий царь Михаил Фёдорович). 14(24).3.1613 в Троицком соборе И. м. М. Ф. Романов дал согласие занять рус. престол, что обеспечило монастырю покровительство династии Романовых. Обитель считалась фамильной святыней Романовых, и при вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом её посетить. С 1613 И. м. стал ставропигиальным. В 1626 по повелению Михаила Фёдоровича в обитель были присланы частицы ризы Господней и ризы Богородицы. В 17 в. монастырь имел собств. иконописную мастерскую, крупное собрание рукописей, в число которых входил список 1-й четв. 15 в. знаменитой Ипатьевской летописи, уникальные лицевые Годуновские Псалтири, пожертвованные в 1591 боярином Д. И. Годуновым, многочисл. списки Евангелия и т. д. В нач. 18 в. в И. м. находились в ссылке бр. Иоанникий и Софроний Лихуды.
В 1744–1835 Троицкий храм И. м. был кафедральным собором Костромской епархии, а монастырь превращён в архиерейский дом; в 1835 И. м. стал первоклассным кафедральным монастырём. В 1747 здесь открылась Костромская семинария. Со 2-й пол. 19 в. в стенах И. м. находился Музей Дома Романовых.
В 1919 материальные ценности И. м. национализировали, к 1922 монахи были изгнаны. В 1958 И. м. открыт как Костромской историко-архит. музей-заповедник. В 1993 в И. м. возобновлена монашеская жизнь. В нач. 21 в. монастырские постройки передаются РПЦ, музей переводится в др. помещения Костромы.
Каменное строительство в И. м. велось с 3-й четв. 16 в. В 1564 возведена ц. Рождества Богородицы (перестроена в 1760–1764 и 1864, разобрана в 1930-е гг.). Во 2-й пол. 16 в. (возможно, в 1558) построен Троицкий собор; благодаря вкладам семьи Годуновых в 1586–90 возведены стены и башни т. н. Старого города (надстроены в 1621–25, железные конусообразные крыши – 1840; сев. Екатерининские ворота с часовнями перестроены в стиле барокко в 1767 к приезду Екатерины II). Осн. часть ансамбля сложилась в 17 в. В 1642–45 возведены стены и 3 башни т. н. Нового города, с запада примыкающего к Старому городу. В центре Старого города в 1650–52 сооружён монументальный 4-столпный 5-главый Троицкий собор (на подклетах собора, разрушенного взрывом пороха в 1649; с приделами Ап. Филиппа и Свт. Ипатия в диаконнике, Прп. Михаила Малеина в юж. галерее, а также приделом в честь Смоленской Шуйской иконы Божией Матери в сев. галерее, устроенным в 1879), окружённый галереями (фрески галерей – ок. 1653–54 и палехских мастеров под рук. Н. М. Сазонова, 1912; фрески осн. пространства – 1685, артель Гурия Никитина и Силы Савина; барочный резной иконостас – 1756–58, иконы 16–18 вв., обитые медью с рисунком в технике «огневого золочения» двери порталов – 2-я пол. 16 в., напрестольная резная сень – 17 в.). В ризнице собора, в экспозиции Костромского объединённого музея-заповедника, – иконы, лицевое шитьё, рукописные книги, металлопластика, дерев. скульптура 15–18 вв. В подклети зап. части галереи – погребальная ц. Воскресения Лазаря (1763) с надгробными плитами родителей Бориса Годунова. К западу от собора была построена звонница (1603–05, 2-ярусная галерея – 1852), соединённая с 4-ярусной башней с открытым звоном [1645–46; часы – 1649 (не сохр.); шатёр – 1852]. Вдоль стен Старого города полукругом от собора возведены: на северо-востоке – архиерейский корпус (кон. 16 – сер. 19 вв.) с настоятельскими, казначейскими кельями, надвратной ц. Святых Хрисанфа и Дарии (1841–63, архитекторы К. А. Тон, А. Г. Григорьев); на северо-западе – братский корпус (кон. 16 в., 2-й этаж – сер. 18 в.; экспозиция по истории Костромского края 12–19 вв.) и келарские кельи (т. н. палаты бояр Романовых, 1586–90, перестроены в 1841–1842 и 1859–63 в русском стиле, арх. Ф. Ф. Рихтер); на западе – корпус «над погребами» (1568–93, 2-й этаж – 1732); на юго-западе – свечной корпус (2-я пол. 16 в., 2-й этаж – сер. 18 в., пристройка – 1861).
В 1837 вокруг стен И. м. сделана подсыпка грунта с укреплением булыжником («обруб», обновлён в 1896). В 1910–1913, в связи с празднованием 300-летия царствования Дома Романовых, под рук. арх. Д. В. Милеева проведена реставрация зданий, фресок и иконостаса Троицкого собора, палат бояр Романовых, где открыто древлехранилище Костромского церковно-историч. общества.
Близ И. м. – Костромской музей народной архитектуры и крестьянского быта (открыт в 1960; часть памятников до 1990-х гг. располагалась в Новом городе), ц. Иоанна Богослова в Богословской слободе (1681–87; росписи – 1735, костромичи Фёдор Логинов с сыновьями Матвеем и Иваном; резной иконостас – 1770).