РУ́ССКИЙ СТИЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РУ́ССКИЙ СТИЛЬ (устар. – «псевдорусский стиль»), один из исторических стилей в архитектуре и искусстве 2-й пол. 19 в. Возник и получил развитие в России в царствование имп. Александра III как стиль офиц. строительства, сменив в этом качестве русско-византийский стиль. Идейной базой Р. с. было представление о незавершённости развития нац. традиции, прерванного европеизацией в эпоху имп. Петра I. Мастера Р. с. [А. М. Горностаев, А. И. фон Гоген, Н. В. Никитин, А. Н. Померанцев, М. Т. Преображенский, И. П. Ропет, Н. В. Султанов, Д. Н. Чичагов (см. Чичаговы) и др.] обращались к рус. зодчеству 16–17 вв., чтобы вернуть архитектуру на стезю «самобытности». Многие из них также систематически занимались исследованием и реставрацией др.-рус. памятников. Среди ключевых построек Р. с. – Спас на крови в С.-Петербурге (см. илл. к ст. Парланд А. А.), здание Гор. думы в Москве (1890–92, арх. Д. Н. Чичагов), драматич. театр в Самаре (1886–1888, арх. М. Н. Чичагов). Р. с. играл репрезентативную функцию в проектах павильонов России на Всемирных выставках и выстроенных за рубежом православных храмов (ц. Свт. Николая в Вене, 1893–99, арх. Г. И. Котов, и др.). В русле т. н. демократич. версии Р. с., актуализировавшей нац. традицию дерев. строительства с характерными для неё живописными планировочными решениями, полихромией, резьбой, работали как поддерживаемые В. В. Стасовым именитые зодчие (Ропет, В. А. Гартман, М. А. Кузьмин и др.), так и провинц. мастера Поволжья и Сибири. На рубеже 19–20 вв. поиски нац. образности продолжились в русле неорусского стиля, тогда же была развёрнута массированная критика Р. с. за его программную установку на копирование и воспроизведение археологически достоверных (но не бесспорных с точки зрения «высокого вкуса») форм прошлого, подчас с пренебрежением утилитарными и эстетич. требованиями современности.