НИКИ́ТИН ГУРИЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИКИ́ТИН (Кинешемцев) Гурий [ок. 1620/25, Кострома – 1691, Ярославль (?)], др.-рус. живописец. Родился в семье костромского торговца Никиты Григорьева, cына Кинешемца. Сведений об обучении нет. Н. приписывают участие в целом ряде стенописных работ 1650-х гг. в Костроме, также ц. Троицы в Никитниках в Москве (1653). Первое упоминание Н. в офиц. документах моск. Оружейной палаты относится к 1659; его имя фигурировало среди 15 костромичей, посланных в Москву в 1660 для росписи Архангельского собора Московского Кремля. Вместе с др. костромичами писал знамёна по тафтам, с др. иконописцами – иконы для царевны Ирины Михайловны. В 1660 аттестован как иконописец 1-й статьи; в 1678 рекомендован С. Ф. Ушаковым на должность жалованного иконописца как один из тех, кто «иконное письмо пишет самым добрым мастерством». Н. прежде всего был выдающимся мастером храмовых настенных росписей; он участвовал в росписи Троицкого собора Данилово-Троицкого мон. в Переславле-Залесском (1662), писал фрески и местные иконы в моск. ц. Григория Неокесарийского (1668), создал фресковые циклы в Успенском соборе в Ростове (1670–71), в ц. Ильи-пророка в Ярославле (1680–81), Троицком соборе Ипатьевского мон. в Костроме (1685), Преображенском соборе Спасо-Евфимиева мон. в Суздале (1689).
Отчасти используя и творчески перерабатывая мотивы гравюр из популярных в то время на Руси голл. библий, Н. с большим искусством сумел претворить дидактич. содержание монументальных композиций в ясную, убедительную форму, где условный пейзаж и архит. декорации помогают прочтению ветхозаветных и евангельских сюжетов. Колористич. гамма его росписей отмечена праздничной звучностью сочетаний золотисто-жёлтого, малинового, синего, зелёного тонов. В 1677 костромские мастера во главе с Н. были вызваны в Москву и привлечены к работам по созданию лицевого Евангелия для дворцовой ц. Спаса Нерукотворного; в этой работе принимали участие до 20 иконописцев и живописцев, выполнивших 1200 миниатюр. Создал также немало икон для церквей Москвы и Московского Кремля, Костромы, Ростовского кремля, Ярославля (единственная подписная работа – «Св. Троица», 1690, собрание Фонда Св. апостола Андрея Первозванного; на основании документальных сведений Н. приписывается также икона «Спас Вседержитель на престоле», 1686, Ярославский историко-худож. музей-заповедник).