Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УШАКО́В СИМОН ФЁДОРОВИЧ

Авторы: С. Н. Липатова
Симон Ушаков. Икона «Похвала Владимирской иконе Божией Матери». 1663. Третьяковская галерея (Москва).

УШАКО́В Си­мон (Пи­мен) Фё­до­ро­вич [1626, Мо­ск­ва – 25.6(5.7).1686, там же], рос. ико­но­пи­сец, гра­фик. Моск. дво­ря­нин. Бу­ду­чи на гос. служ­бе, де­лал ри­сун­ки для зна­мён, мо­нет и ук­ра­ше­ния ору­жия, чер­тил кар­ты и пла­ны (чер­тёж р. Дон, кар­та Шве­ции и др.), по­нов­лял древ­нюю жи­во­пись в хра­мах (напр., в Ус­пен­ском со­бо­ре и Ар­хан­гель­ском со­бо­ре Мо­с­ков­ско­го Крем­ля), на­блю­дал за про­ве­де­ни­ем ху­дож. ра­бот, пи­сал ико­ны по лич­но­му цар­ско­му за­ка­зу (об­ра­зы не­бес­ных по­кро­ви­те­лей се­мьи ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча, в т. ч. «мер­ные» ико­ны в честь ро­ж­де­ния де­тей). С 1663 ру­ко­во­дил ико­но­пис­ной мас­тер­ской Ору­жей­ной па­ла­ты. Вос­пи­тал мно­же­ст­во уче­ни­ков, пе­ре­няв­ших у не­го «жи­во­по­доб­ный» стиль ико­но­пи­са­ния, в ко­то­ром ре­шаю­щую роль иг­ра­ли но­ва­тор­ские приё­мы пись­ма, по­стро­ен­но­го на тон­чай­шей све­то­те­не­вой мо­де­ли­ров­ке ли­ков. Боль­шин­ст­вом ис­сле­до­ва­те­лей счи­та­ет­ся ав­то­ром трак­та­та «Сло­во к лю­бот­ща­тель­но­му икон­но­го пи­са­ния» (1660-е гг.), где из­ло­же­ны эс­те­тич. пред­став­ле­ния, близ­кие твор­че­ст­ву У.: сле­до­ва­ние на­ту­ре, вы­яв­ле­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­го, упо­доб­ле­ние жи­во­пи­си зер­ка­лу, от­ра­жаю­ще­му при­ро­ду. Ны­не дос­то­вер­но из­вест­но бо­лее 50 икон У., по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во име­ют ав­тор­скую под­пись, да­ту и имя за­каз­чи­ка. Клю­че­вы­ми про­из­ве­де­ния­ми яв­ля­ют­ся ико­ны «Дре­во го­су­дар­ст­ва Мо­с­ков­ско­го» («По­хва­ла Вла­ди­мир­ской ико­не Бо­жи­ей Ма­те­ри», 1663, ГТГ), «Вет­хо­за­вет­ная Трои­ца» (1671, ГРМ), «Ар­хан­гел Ми­ха­ил, по­пи­раю­щий дья­во­ла» (1676, ГТГ). Ху­дож­ник не­од­но­крат­но де­лал спи­ски с чу­до­твор­ных бо­го­ро­дич­ных икон (Вла­ди­мир­ской, Ка­зан­ской, Пе­чер­ской, Кикк­ской), соз­дал це­лый ряд об­ра­зов «Спа­са Не­ру­ко­твор­но­го», в ко­то­рых со­вер­шен­ст­во­ва­лась и варь­и­ро­ва­лась соз­дан­ная У. ма­не­ра лич­нóго пись­ма (наи­бо­лее ран­ний – 1661, ГТГ; по­след­ние – 1678, ГТГ, и 1670-х гг., вы­пол­нен с сы­ном Пет­ром, Туль­ский ис­то­ри­ко-крае­ведч. и ху­дож. му­зей).

Лит: Смир­но­ва Э. С. С. Уша­ков: Ви­зан­ти­низм и ев­ро­пей­ские им­пуль­сы // Рус­ское ис­кус­ст­во ме­ж­ду За­па­дом и Вос­то­ком. М., 1997; С. Уша­ков – цар­ский изо­граф. М., 2015.

Вернуться к началу