Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЕОГНО́СТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Печников

ФЕОГНО́СТ (ум. 11.3.1353, Москва), русский церковный деятель, писатель, митрополит Киевский и всея Руси (1327/1328–1353); русский святой. Грек по происхождению.

Поставлен главой Русской Церкви патриархом Константинопольским Исаией. По примеру своего предшественника, митрополита Петра, поселился не во Владимире, куда резиденция митрополитов была перенесена в кон. 13 в., а в Москве. При Феогносте в Москве возведены каменные церкви Иоанна Лествичника (1329; тогда же был пристроен к Успенскому собору придел апостола Петра), Спаса (Преображения Господня) на Бору (заложен в 1330), архангела Михаила (1333); в 1344 г. греческие иконописцы расписали Успенский собор, заложенный митрополитом Петром. В междукняжеских конфликтах Феогност всегда выступал на стороне великого князя владимирского Ивана I Даниловича Калиты. Будучи вместе с ним в Новгороде (1329), митрополит наложил церковное запрещение на Псков, требуя выдачи по требованию хана Узбека скрывшегося там после Тверского восстания 1327 г. бывшего великого князя тверского Александра Михайловича

В мае 1328 г. Феогност, пребывая, вероятно, в Галицко-Волынском княжестве, вместе с южнорусскими епископами поставил на Владимиро-Волынскую кафедру Афанасия, а на Галицкую – Феодора. Тем самым митрополии всея Руси были вновь подчинены территории, ранее входившие в созданную по инициативе галицкого князя Юрия Львовича в 1302/1303 г. Галицкую митрополию (Перемышльская, Владимиро-Волынская, Луцкая и Холмская епархии). Тогда же, по-видимому, упразднена и возникшая ок. 1317 г. по инициативе великого князя литовского Гедимина Литовская митрополия. Вернувшись в Северо-Восточную Русь, Феогност в октябре 1329 г. поставил на Ростовскую кафедру Антония, в 1330 г. – иеромонаха Даниила в епископа Суздальского, а Феодора Доброго – в епископа Тверского.

Вновь приехав на Волынь в 1331 г., Феогност совершил ряд хиротоний: Трифона в епископа Луцкого, Василия Калики в архиепископа Новгородского. Тогда же он отказал псковичам в праве иметь собственного архиерея, оставив Псков в пределах Новгородской епархии. В 1332 г. поставил епископом Черниговским Павла.

В 1334 г. Феогност возглавил хиротонию нового епископа Сарайского Афанасия; в 1334–1343 гг. митрополит разрешил спорный вопрос между Сарайской и Рязанской епархиями о владении Червлёным Яром (степной местностью на Дону) в пользу последней. В 1335 г. поставил новым епископом Черниговским Иоанна.

В 1339 г. Феогност отправил послание в Константинопольскую патриархию с прошением о канонизации своего предшественника, митрополита Киевского и всея Руси Петра, и получил официальное одобрение этой инициативы патриарха Иоанна XIV Калеки.

В нач. 1340-х гг. благословил преподобного Сергия Радонежского на создание Троице-Сергиева монастыря (приехавшие от него священники освятили во имя Живоначальной Троицы деревянный храм будущей обители). В 1340 г. пребывал в Брянске, в 1341 г. – в Новгороде. В 1342/1343 г. вместе с новым великим князем владимирским Семёном Ивановичем ездил в ордынскую столицу Сарай к хану Джанибеку, был задержан в связи с рассмотрением вопроса о введении налогового обложения Русской Церкви, но в итоге Феогносту был выдан ханский ярлык «со алою тамгою» (не сохранился; очевидно, подтверждал традиционные церковные привилегии). В 1343 г. вернулся на Русь. В октябре того же года на Сарайскую кафедру Феогност поставил епископа Исаака, а в 1345 г. на Смоленскую – Евфимия, в 1346 г. возглавил хиротонию архимандрита московского в честь Преображения Господня (Спаса на Бору) мужского монастыря Иоанна в епископа Ростовского (это назначение открыло эпоху определения из Москвы в епархии промосковских епископов), в 1347 г. – Нафанаила в епископа Суздальского.

В 1347 г. Феогност наложил временное церковное запрещение на Москву в связи с вступлением великого князя Семёна Ивановича в неканонический 3-й брак, который митрополит отказался благословить. В том же году добился от пришедших к власти в Константинополе императора Иоанна VI Кантакузина и патриарха Исидора I Вухира ликвидации Галицкой митрополии, которая была возобновлена в нач. 1340-х гг. литовским православным князем Любартом-Дмитрием Гедиминовичем (из династии Гедиминовичей), поставившим во главе её митрополита Феодора.

Незадолго до 1353 г. Феогност благословил основание новой Коломенской епархии (Коломна была вторым по значимости городом Московского княжества), выделив её территорию из состава Рязанской епископии; первым епископом Коломенским стал Афанасий.

В 1352 г. поставил епископом и своим наместником во Владимире иеромонаха одного из московских монастырей Алексия, после чего отправил от своего имени и от имени великого князя владимирского Семёна Ивановича посольство в Константинополь с просьбой поставить Алексия на митрополию после своей кончины.

Автор поучения «К духовным чадом… о смеренолюбьи».

Умер во время эпидемии чумы.

Похоронен в приделе во имя апостола Петра Успенского собора Московского Кремля. Останки Феогноста переносились из него в 1472 и 1475 гг. (наряду с останками других московских святителей – Киприана, Фотия, Ионы) в связи с постройкой нового Успенского собора и были перезахоронены в нём в 1479 г.

Не позднее 17 в. стал почитаться Русской Церковью как один из святителей Московских, что подтверждено включением его жития (составленного на основе рассказа о Феогносте в «Степенной книге» кон. 1550-х – нач. 1560-х гг.) в печатный «Пролог» (Москва, 1661–1662). Дни памяти: 14 марта ст. ст.; в соборах Московских святых (последнее воскресенье перед 26 августа ст. ст.), Волынских святых (10 октября ст. ст.), Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы). 6.3.2017 имя Феогноста включено в Собор Московских святителей (5 октября ст. ст.).

Ист.:
Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусского письменности. № 18. Поучение митрополита всея Руси Феогноста. – Санкт-Петербург : тип. Императорской Академии наук, 1907. – С. 118–126. – (Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук ; Т. 82, № 4).
Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. Памятники XI–XV в. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : тип. М. А. Александрова, 1908. – (Русская историческая библиотека ; Т. 6).
Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. : [в 3 т.]. Т. 3. – Москва : Издательство Академии наук СССР, 1964. – № 313. – С. 341–343.
Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI в. [Часть 3]. Приложение. № 7.  Москва : Институт истории СССР, 1987.  С. 589–590.
Полное собрание русских летописей. Т. 3. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. – Москва : Языки русской культуры, 2000.
Полное собрание русских летописей. Т. 15. Рогожский летописец. Тверской сборник. – Москва : Языки русской культуры, 2000.
Полное собрание русских летописей. Т. 18. Симеоновская летопись. – Москва : Языки славянских культур, 2007.

Лит.:
Васильевский В. Г. Записи о поставлении русских епископов при митрополите Феогносте в Ватиканском греческом сборнике // Журнал Министерства народного просвещения. – 1888. – № 2. – С. 445–464.
Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2. От нашествия монголов до митрополита Макария включительно. – Москва : тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, 1900.
Соколов П. П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. – Киев : тип. И. И. Чоколова, 1913.
Прохоров Г. М. Феогност // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. XI – первая половина XIV в. – Ленинград : Наука, 1987. – С. 453–457.
Мейендорф И. Ф., прот. Византия и Московская Русь : очерк по истории церковных и культурных связей в XIV в. – Paris : YMCA-Press, 1990.
Мейендорф И. Ф., прот. История Церкви и восточно-христианская мистика. – Москва : Институт ДИ-ДИК : Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2000.
Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 3. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589). Отд. 1. Состояние Русской Церкви от митрополита Кирилла II до митрополита святого Ионы, или в период монгольский (1240–1448). – Москва : Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995.
Кричевский Б. В. Русские митрополиты : Церковь и власть XIV в. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 1996. – С. 96–126.
Кричевский Б. В. Митрополичья власть в средневековой Руси : XIV в. – Санкт-Петербург : Искусство-СПб., 2003. – С. 106–133.
Борисов Н. С. Политика московских князей : конец XIII – 1-я половина XIV в. – Москва : Издательство Московского университета, 1999.
Мацуки Е. Избрание и поставление Василия Калики на новгородское владычество в 1330–1331 гг. // Великий Новгород в истории средневековой Европы : к 70-летию В. Л. Янина. – Москва : Русские словари, 1999. – С. 207–217.
Голицын А. М. Заметки о «записной книжке» митрополита Феогноста 1-й половины XIV в. // Вестник церковной истории. – 2015. – № 1–2 (37–38). – С. 200–211.

  • ФЕОГНО́СТ (? – 11.3.1353), митрополит Киевский и всея Руси, святитель (2017)
Вернуться к началу