КИПРИА́Н МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИПРИА́Н [ок. 1330, Тырново, Болгарское царство (ныне Велико-Тырново, Болгария) – 16.9.1406, Москва], митрополит Киевский и всея Руси, книжник. Происходил, по всей видимости, из знатной семьи: вопрос о его родстве с Григорием Цамблаком и, соответственно, принадлежности К. к этой болгаро-визант. фамилии является дискуссионным. Вероятно, ещё в молодости К. принял постриг – очевидно, в Келифаревском мон. у Феодосия Тырновского, где познакомился с будущим патриархом Евфимием Тырновским и др. приверженцами исихазма. Получил хорошее слав. и греч. образование. Отправился в Константинополь, где сблизился с патриархом Филофеем Коккином (1353–54, 1364–76), затем некоторое время провёл на Афоне. Считается, что К. адресовано послание Евфимия Тырновского к «Киприану, иноку Святой горы». Вернувшись в Константинополь, стал келейником патриарха Константинопольского. В качестве доверенного лица патриарха Филофея Коккина К. выполнил ряд ответственных дипломатич. поручений. Ок. 1373 послан патриархом в Вел. кн-во Литовское (ВКЛ) и Моск. вел. кн-во, чтобы проверить обвинения, выдвинутые литов. кн. Ольгердом против митр. Алексия, и примирить главу Рус. церкви с тверским и литовским князьями. Во время этой миссии К. познакомился в Москве и сблизился с Сергием Радонежским и его племянником, игуменом Симонова мон. Феодором. В кон. 1375 при поддержке Ольгерда К. был поставлен в митрополиты литов. части Киевской кафедры с условием объединить под своей властью после смерти митр. Алексия всю Киевскую митрополию. Это беспрецедентное поставление при живом предшественнике вызвало резко отрицательную реакцию в Москве. После приезда в Киев (июнь 1376) К. безуспешно попытался распространить свою юрисдикцию на Новгород. Во время пребывания в ВКЛ К. привёл в порядок хозяйств. дела зап. части митрополии (пришедшие в упадок, поскольку митр. Алексий из-за противодействия Ольгерда не мог контролировать там ситуацию) и вернул Киевской митрополии ряд утраченных владений. После смерти в 1378 митр. Алексия К. попытался приехать в Москву, хотя его отказался принять вел. кн. московский Дмитрий Иванович, видевший в К. литов. ставленника. Вероятно, при этом К. рассчитывал на поддержку Сергия Радонежского, Феодора Симоновского и др. влиятельных представителей монашества. По пути он был схвачен вместе со свитой, заключён под арест и с бесчестием выдворен за моск.-литов. границу. В 1378–89 К. был вынужден бороться за киевский митрополичий престол с претендентами, выдвигавшимися моск. великокняжеской властью и поддерживаемыми в Константинополе – Митяем (Михаилом), Пименом, Дионисием Суздальским. С этим связаны его поездки в визант. столицу зимой 1378/79 (по пути в последний раз побывал на родине в Болгарии) и в 1386–87. Собор 1380 в Константинополе под председательством патриарха Нила лишил К. кафедры, однако он не подчинился этому решению и продолжил борьбу. После Куликовской битвы 1380 вел. кн. московский Дмитрий Иванович примирился с К., и он весной 1381 прибыл в Москву в качестве митр. Киевского и всея Руси. Во время Тохтамыша набега 1382 К. нашёл убежище в Твери, у вел. кн. тверского Михаила Александровича, и вернулся в Москву лишь в октябре того же года. Вероятно, он не исключал возможности передачи ханом Тохтамышем ярлыка на великое княжение Владимирское тверскому князю и хотел в безопасности дождаться решения вопроса, чем навлёк на себя гнев вел. кн. московского и был вновь изгнан в ВКЛ. Согласно моск.-литов. договору 1383, обе стороны должны были добиться низложения прежних митрополитов – Пимена и К. – и поставить нового общего (Дионисия Суздальского). От очередного лишения кафедры К. спасла переориентация вел. кн. литовского Ягайло на династич. союз с Польшей, заключённый в 1386. В февр. 1389 церковный собор под председательством патриарха Константинопольского Антония восстановил К. в сане митр. Киевского и всея Руси, и в марте 1390 по приглашению вел. кн. московского Василия I Дмитриевича К. приехал в Москву, которая с этого времени стала осн. местом его пребывания (только в 1396 и 1404 он на длительный срок выезжал в ВКЛ). В последний период пребывания на кафедре К. сохранял хорошие отношения со всеми светскими правителями, на владения которых распространялась его митрополичья власть, и упрочил свой авторитет. В 1396 К. совм. с польским королём Владиславом II Ягелло (Ягайло) и вел. кн. литовским Витовтом обратился к патриарху Константинопольскому Антонию с предложением созвать в Киеве Вселенский собор для обсуждения возможности заключения церковной унии между католической и православной церквами, которую К. в соответствии с визант. традицией рассматривал как восстановление церковного единства, утраченного после разделения церквей 1054, однако Вселенский собор не состоялся. К. удалось добиться ликвидации в Польше отдельной Галицкой митрополии (кон. 1390-х гг.) и восстановить тем самым единство Киевской митрополии. Он вернул в митрополичий диоцез городецко-нижегородскую часть Суздальско-Нижегородской архиепископии. К. безуспешно пытался добиться от Новгорода признания традиционной для митрополитов практики апелляционного суда, упразднённой де-факто после смерти митр. Алексия. В дек. 1402 и в июне 1404 К. заключил соглашения с вел. кн. московским Василием I Дмитриевичем. Первое из них подтверждало княжеские уставы 10–12 вв. и др. документы, защищавшие привилегии РПЦ, второе зафиксировало адм., налоговый и судебный статус населения в вотчинах митрополии на землях Вел. кн-ва Владимирского, условия и порядок воен. службы митрополичьих бояр и слуг, нормы сборов с причта и пр.
На протяжении всего своего пребывания на Киевской митрополичьей кафедре К. сохранял тесные связи с Константинопольским патриархатом (при этом отношения К. с конкретными патриархами различались) и выступал как защитник интересов Византии. Он сумел добиться сохранения практики поминания визант. императоров в церковных «многолетиях», на отмене которой настаивал Василий I Дмитриевич. В 1398 по совету К. в ответ на просьбу патриарха Константинопольского Матфея и визант. имп. Мануила II Палеолога о финансовой помощи, вызванную осадой столицы Византии тур. войсками, рус. князья послали в Константинополь 20 тыс. руб. В 1400 патриарх Матфей в условиях продолжающейся тур. осады Константинополя прислал к К. новую грамоту с просьбой о денежной помощи Византии, в которой назвал митрополита «человеком, любящим ромеев».
К. – автор посланий (три послания прп. Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому и др.) и грамот церковно-хозяйственного и церковно-правового содержания. Им составлены одна из редакций Жития митр. Петра (возможно, также «Похвальное слово митрополиту Петру»), Служба митрополиту Петру. К. приписывается также повесть-памфлет о его сопернике митр. Михаиле (Митяе) в составе Рогожского летописца. В этих произведениях К. стремится объяснить свои действия и оправдать их. К. выступил также как составитель или переводчик преим. богослужебных текстов (в частности принадлежащих перу патриарха Филофея). Сохранилась рукопись сочинений Иоанна Лествичника («Лествица»), собственноручно переписанная К. в Константинополе в 1387. Возможно, К. участвовал в моск. летописании кон. 14 – нач. 15 вв. Сочинения К., а также его деятельность как переводчика и переписчика свидетельствуют о приверженности исихастскому учению и о стремлении к религиозному (в т. ч. богословскому) просвещению рус. паствы.
В окружении К. ок. 1396 составлен «Список русских городов, ближних и дальних» – наиболее полный перечень городов на территории Киевской митрополии в то время. Судя по этому «Списку…», во 2-й пол. 1390-х гг., после тур. завоевания Болгарии, К. претендовал (по крайней мере теоретически) на подчинение Киевской митрополии Видинской епархии и митрополий на территории Молдавского кн-ва, подвластных ранее Тырновскому патриархату. С деятельностью канцелярии К. связано, по всей видимости, и появление на Руси древнейшего письмовника – сборника лит. образцов посланий к духовным и светским лицам.
С деятельностью К. в значит. мере связан начальный этап «второго южнославянского влияния» – распространение на Руси Иерусалимского богослужебного устава и переводов библейских и богослужебных книг и аскетич. сочинений, выполненных в 14 в. южнославянскими (в первую очередь болгарскими) книжниками в Тырнове и на Афоне. В деле обновления и унификации богослужения на территории Киевской митрополии К. не пользовался адм. методами, прибегая к поучениям и рекомендациям, отразившимся в его грамотах в Новгород и Псков.
Перед кончиной К. продиктовал «прощальную» грамоту, ставшую образцом для аналогичных сочинений последующих рус. митрополитов. Канонизирован РПЦ. Дни памяти К. отмечаются 16(29) сент., 27 мая (9 июня) (перенесение мощей). Вероятно, в сер. 16 в. было написано краткое житие К. Изображения К. в качестве святого известны с 1-й пол. 17 в. (напр., в росписях ц. Ризоположения в Московском Кремле).