Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕВФИ́МИЙ ТЫ́РНОВСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 571

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. И. Полывянный

ЕВФИ́МИЙ ТЫ́РНОВСКИЙ (меж­ду 1320 и 1330, Тър­но­во, Бол­га­рия – ок. 1402, Бач­ков­ский мон., Бол­га­рия), болг. цер­ков­ный дея­тель и пи­са­тель, пат­ри­арх Тыр­нов­ский (ок. 1375–93), свя­той Болг. пра­во­слав­ной церк­ви.

Уче­ник из­вест­но­го болг. под­виж­ни­ка св. Фео­до­сия Тыр­нов­ско­го (ум. ок. 1362 или 1363), при­вер­же­нец иси­хаз­ма; под­ви­зал­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле в ок­ру­же­нии пат­ри­ар­ха Фи­ло­фея Кок­ки­на (1353–1354, 1364–76), за­тем в Вел. Лав­ре Св. Афа­на­сия и мон. Св. Ге­ор­гия Зо­граф­ско­го на Афо­не; по воз­вра­ще­нии в Бол­га­рию (ок. 1371) ос­но­вал не­да­ле­ко от Тыр­но­ва мон. Св. Трои­цы, став­ший круп­ней­шим цен­тром ду­хов­ной и книж­ной дея­тель­но­сти в болг. и ва­лаш­ско-молд. зем­лях. Ок. 1375 воз­ве­дён со­бо­ром болг. ду­хо­вен­ст­ва на ка­фед­ру Тыр­нов­ской пат­ри­ар­хии. Во вре­мя пат­ри­ар­ше­ст­ва Е. Т. в оби­ход болг. Церк­ви во­шёл Ие­ру­са­лим­ский ус­тав, бы­ла про­ве­де­на мас­штаб­ная спра­ва цер­ков­ной книж­но­сти, при­бли­зив­шая язык и ор­фо­гра­фию болг. ру­ко­пи­сей к афон­ским об­раз­цам, со­став­лен свод жи­тий, служб и по­хвал по­чи­тае­мым болг. Цер­ко­вью свя­тым [в свод во­шли жи­тия св. Ио­ан­на Риль­ско­го, св. Ила­рио­на Мег­лен­ско­го, св. Па­ра­ске­вы (Пет­ки) Тыр­нов­ской, св. Фи­ло­феи и др.]. В 1393 Е. Т. в от­сут­ст­вие болг. ца­ря Ива­на Шиш­ма­на (1371–1393 или 1395) на­хо­дил­ся в оса­ж­дён­ном ос­ма­на­ми Тыр­но­ве, вме­сте со сво­ей па­ст­вой пе­ре­жил оса­ду и па­де­ние сто­ли­цы, раз­де­лил из­гна­ние ос­тав­ше­го­ся в жи­вых на­се­ле­ния. По позд­не­му сви­де­тель­ст­ву, Е. Т. был со­слан ос­ма­на­ми в Бач­ков­ский мон.

Ка­но­ни­зи­ро­ван Болг. пра­во­слав­ной цер­ко­вью; по­хва­ла Е. Т., со­дер­жа­щая фак­тич. дан­ные о жиз­ни свя­то­го, со­став­ле­на его уче­ни­ком Гри­го­ри­ем Цамб­ла­ком.

День па­мя­ти (совм. с Ев­фи­ми­ем Ве­ли­ким) – 20 ян­ва­ря (2 февраля).

Соч.: Werke (1375–1393). W., 1901. L., 1971.

Лит.: Hébert M. Hesychasm, word weaving and Slavic hagiography: the literary school of patriarch Euthymius. Münch., 1992; По­лы­вян­ный Д. И. Ев­фи­мий Тыр­нов­ский и ви­зан­тий­ско-сла­вян­ская общ­ность во вто­рой по­ло­ви­не XIV в. // Ин­тел­лек­ту­аль­ная ис­то­рия в ли­цах: семь порт­ре­тов мыс­ли­те­лей Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния. Ива­но­во, 1996; Стан­ков Р. Иси­хазмът, стилът «пле­те­ние сло­вес» и ези­ко­во-пра­во­пис­на­та ре­фор­ма на пат­ри­арх Ев­ти­мий. Со­фия, 1999.

Вернуться к началу