АЛЕКСИ́Й СВЯТИТЕЛЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛЕКСИ́Й (в миру Симеон или Елевферий) (1293, по другим данным, 1304, Москва – 12.2.1378, там же), святитель, митрополит Киевский и всея Руси. Из семьи черниговского боярина Фёдора Бяконта, переселившегося в Москву. Крестник вел. кн. Ивана I Даниловича Калиты.
В возрасте ок. 20 лет принял монашество и поступил в моск. Богоявленский мон. По инициативе вел. кн. Семёна Ивановича Гордого престарелый митр. Московский Феогност рукоположил А. во еп. Владимирского (6.12.1352). Для сохранения единства церкви и ограничения вмешательства польск. королей-католиков и литов. вел. князей, стремившихся создать на юго-западнорус. землях отд. митрополии (Литовскую и Галицкую), митр. Феогност ещё при жизни благословил А. «в своё место митрополитом». Для утверждения и поставления А. направился в Константинополь, по дороге получив в Орде проезжую грамоту (ярлык) от Тайдулы, матери хана Джанибека. Был возведён патриархом Филофеем в сан митрополита всея Руси (настольная грамота от 30.6.1354). Возвращаясь зимой 1355/56 после второго посещения Константинополя (связанного с воссозданием против воли Москвы Литов. митрополии), А. попал в бурю на Чёрном м. и дал обет в случае спасения основать монастырь. Так был учреждён Андроников монастырь (1357–58). В 1357 по приглашению Тайдулы А. ездил в Орду и исцелил её от глазной болезни, получив в знак благодарности ярлык, согласно которому Рус. церковь освобождалась от всех даней и поборов.
В значит. мере определял гос. политику Московского великого княжества, став после смерти в 1359 вел. кн. Ивана II Ивановича одним из регентов при малолетнем Дмитрии Ивановиче Донском. Неоднократно примирял рус. князей в их междоусобицах и внутридинастич. распрях. Именно при А. возникла практика скрепления митрополичьей печатью межгос. соглашений. Политич. активность А. была направлена: на централизацию Руси под началом моск. вел. князя (чему активно противились Суздальское и Тверское княжества); на сохранение единства Рус. церкви и возвращение православных Великого княжества Литовского, страдавших от притеснений языческой литов. и католич. польской властей, под начало рус. митрополита; на консолидацию рус. княжеств в их противостоянии с ослабевшей во 2-й пол. 16 в. Ордой.
Способствовал распространению на Руси общежительного монашества. Основал Чудов монастырь (ок. 1365), Симонов монастырь (ок. 1375–77) и др. В 1365 заложил в Москве ц. Архангела Михаила, инициировал строительство каменных стен Московского Кремля. Содействовал канонизации митр. Петра (ум. 1326). Безуспешно уговаривал прп. Сергия Радонежского, с которым находился в дружеских отношениях, быть своим преемником. Автор нескольких поучений, грамот. Им (или под его редакцией) осуществлён слав. перевод Нового Завета (т. н. Чудовский Новый Завет).
Был погребён в Чудовом мон. В 1448 был канонизирован. Мощи А., изъятые в 1929 и переданные в музеи Московского Кремля, в 1947 по просьбе патриарха Алексия I были возвращены РПЦ и помещены в Богоявленский патриарший собор в Елохове. В агиограф. и иконограф. традициях свт. А. именуется Московским.
Дни памяти А. отмечаются 12(25) февр., 20 мая (2 июня) – обретение мощей, 5(18) окт. – собор святителей Московских.