Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИО́НА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 543

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников

ИО́НА (1375 – 31.3.1461, Мо­ск­ва), ми­тро­по­лит Ки­ев­ский и всея Ру­си (Мо­с­ков­ский, 1448–61), ду­хов­ный пи­са­тель, свя­той Рус. пра­во­слав­ной церк­ви. Про­ис­хо­дил из се­мьи слу­жи­ло­го зем­ле­вла­дель­ца Фё­до­ра Од­но­уша из с. Од­но­уше­во, близ Со­ли-Га­лич­ской (ны­не дер. Од­но­уше­во Со­ли­га­лич­ско­го р-на Ко­ст­ром­ской обл.); в воз­рас­те 12 лет при­нял по­стриг в од­ном из га­лич­ских мо­на­сты­рей. В 1420-х гг. под­ви­зал­ся в мо­с­ков­ском Си­мо­но­вом мон., вы­пол­няя по­слу­ша­ние ке­ла­ря. По не­ко­то­рым дан­ным, был бли­зок к митр. Фо­тию, ко­то­рый воз­вёл его в сан епи­ско­па Ря­зан­ско­го и Му­ром­ско­го (ок. 1430). Со­глас­но дан­ным позд­них ис­точ­ни­ков, где био­гра­фия И. но­сит ле­ген­дар­ный ха­рак­тер, по­сле кон­чи­ны митр. Фо­тия (1431) он был вы­дви­нут Ва­си­ли­ем II Ва­силь­е­ви­чем кан­ди­да­том на ми­тро­по­ли­чью ка­фед­ру, за­нять ко­то­рую дол­гое вре­мя не мог, сна­ча­ла из-за ут­вер­жде­ния пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Ио­си­фом II (1416–39) на рус. ми­тро­по­лию гре­ка Иси­до­ра (1437), позд­нее – из-за кон­флик­та ме­ж­ду Дмит­ри­ем Юрь­е­ви­чем Ше­мя­кой и Ва­си­ли­ем II. Лишь в дек. 1448 был воз­ве­дён на ми­тро­по­ли­чий пре­стол при под­держ­ке мо­с­ков­ско­го кня­же­ния и без со­гла­сия пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, что оз­на­ча­ло ус­та­нов­ле­ние де-фак­то ав­то­ке­фа­лии рус. Церк­ви. По­став­ле­ние И. на ми­тро­по­ли­чью ка­фед­ру по­сле­до­ва­ло за сме­ще­ни­ем (в 1441), по во­ле Ва­си­лия II, митр. Иси­до­ра как ак­тив­но­го уча­ст­ни­ка Фер­ра­ро-Фло­рен­тий­ско­го со­бо­ра и сто­рон­ни­ка за­клю­чён­ной на со­бо­ре унии, осу­ж­дён­но­го со­бо­ром ду­хо­вен­ст­ва рус. Церк­ви. И. по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние Кон­стан­ти­но­поль­ской ка­фед­ры лишь по­сле па­де­ния Кон­стан­ти­но­по­ля (1453). В 1451 И. взял под своё управ­ле­ние Ли­тов. ми­тро­по­лию; про­сил польск. ко­ро­ну о пе­ре­да­че в под­чи­не­ние Га­лиц­кой ми­тро­по­лии. И. из­вес­тен как ав­тор по­сла­ний и гра­мот, бóльшая часть ко­то­рых соз­да­на в 1450-х гг. и ад­ре­со­ва­на польск. ко­ро­лю Ка­зи­ми­ру IV, князь­ям Алек­сан­д­ру Ки­ев­ско­му, Ми­хаи­лу Ве­рей­ско­му, Юрию Нов­го­род­ско­му, епи­ско­пам Кал­ли­сту По­лоц­ко­му, Ми­саи­лу Смо­лен­ско­му, Ев­фи­мию Чер­ни­гов­ско­му, нов­го­род­ским ар­хи­епи­ско­пам Ев­фи­мию и Ио­не. Ав­тор­ст­ву И. при­над­ле­жит ряд пас­тыр­ских по­сла­ний, об­ли­чав­ших уни­ат­ст­во, кня­же­ские раз­до­ры, не­со­блю­де­ние хри­сти­ан­ских за­по­ве­дей. В нач. 1450-х гг., под­ра­жая ду­хов­ной гра­мо­те митр. Ки­приа­на, на­пи­сал за­ве­ща­ние, из­ло­жив ис­то­рию сво­его по­став­ле­ния и дея­тель­ность на ми­тро­поличь­ей ка­фед­ре. Про­сла­вил­ся сво­ей мис­сио­нер­ской дея­тель­но­стью (об­ра­щал в хри­сти­ан­ст­во морд­ву, ме­ще­ря­ков, му­ро­му).

Ка­но­ни­зи­ро­ван на со­бо­ре 1547. Дни па­мя­ти – 31 мар­та (13 апр.), 27 мая (9 ию­ня), 15(28) ию­ня, 5(18) ок­тяб­ря.

Лит.: Го­лу­бин­ский Е. Е. Ис­то­рия рус­ской церк­ви. М., 1900. Т. 2. Ч. 1. С. 469–515, 533–536; Бе­ля­ко­ва Е. В. К ис­то­рии уч­ре­ж­де­ния ав­то­ке­фа­лии рус­ской церк­ви // Рос­сия на пу­тях цен­тра­ли­за­ции. М., 1982; Лу­рье Я. С. Ио­на // Сло­варь книж­ни­ков и книж­но­сти Древ­ней Ру­си. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1; Зи­мин А. А. Ви­тязь на рас­пу­тье: Фео­даль­ная вой­на в Рос­сии XV в. М., 1991; Ма­ка­рий (Бул­га­ков), митр. Ис­то­рия рус­ской церк­ви. М., 1996. Кн. 4; Си­ни­цы­на Н. В. Тре­тий Рим: ис­то­ки и эво­лю­ция рус­ской сред­не­ве­ко­вой кон­цеп­ции (XV– XVI вв.). М., 1998. С. 89–100.

Вернуться к началу