ФЕРРА́РО-ФЛОРЕНТИ́ЙСКИЙ СОБО́Р
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЕРРА́РО-ФЛОРЕНТИ́ЙСКИЙ СОБО́Р (8.1.1438 – 1445), собор представителей Римско-католической и православных церквей. Проводился в Ферраре (8.1.1438–10.1.1439), Флоренции (26.2.1439–26.4.1442), Риме (1442–45); в католич. традиции признаётся XVII Вселенским собором. Православными церквами постановления Ф.-Ф. с. отвергаются.
Созван как продолжение Базельского собора буллами папы Евгения IV («Doctor gentium», 18.9.1437, и «Pridem ex justis», 30.12.1437). 1-я сессия была посвящена подтверждению каноничности самого Ф.-Ф. с. и осуждению собора, продолжавшего заседать в Базеле. Евгений IV прибыл в Феррару 24.1.1438. Осн. вопросы собора – разногласия между зап. и вост. церквами и возможность их единства. В марте на собор прибыла греч. делегация во главе с имп. Иоанном VIII Палеологом и патриархом Константинопольским Иосифом II (1416–39). В состав делегации входили 20 митрополитов, из которых 3 действовали как представители патриархов Александрии, Антиохии и Рима. Содержание прибывшей делегации (всего ок. 700 чел.) было взято на себя Святым Престолом. Митр. Киевский Исидор прибыл на собор в авг. 1438. По просьбе Иоанна VIII, желавшего прежде договориться с государями Запада о воен. помощи Византии, догматич. дискуссии были отложены и начались только в июне 1438 дискуссией о чистилище. С окт. 1438 Ф.-Ф. с. рассматривал вопрос о добавлении слов «filioque» к Никео-Константинопольскому символу веры.
Согласие ни по одному из вопросов так и не было достигнуто, когда папа, испытывавший денежные затруднения, в янв. 1439 предложил перенести собор во Флоренцию, где продолжались диспуты об исхождении Св. Духа, гл. действующими лицами которых были Марк Эфесский с греч. стороны и доминиканец Иоанн из Монтенегро со стороны латинян. До конца мая 1439 диспуты не имели успеха; греч. делегация намеревалась отправиться в обратную дорогу. Евгений IV вновь обратился к Ф.-Ф. с. 27.5.1439, призвав отцов к активной работе. Вслед за этим зап. сторона представила краткое изложение своего учения (cedula) по вопросу исхождения Св. Духа. В нём, апеллируя к необходимости согласования всех мнений святых отцов, латиняне пытались показать, что исхождение Св. Духа «от Отца и Сына» имеет место в церковном предании. Документ был принят Ф.-Ф. с. 8.6.1439. Затем последовало принятие подобных cedulae о первенстве рим. епископа, Евхаристии и чистилище. Итогом стала булла Евгения IV «Laetantur caeli» (6.7.1439), провозглашавшая единство двух церквей и подписанная имп. Иоанном VIII, 116 лат. и 32 греч. делегатами. В тексте утверждалось, что исхождение Св. Духа «от Отца и Сына» и «от Отца через Сына» равнозначны. Утверждалось, что рим. епископ, как наследник св. Петра, обладает полнотой власти во вселенской Церкви, а также реальность чистилища, равноценность использования квасного хлеба и опресноков в Евхаристии. Для Римско-католич. церкви этот документ обладает статусом непогрешимости.
После отбытия греч. делегации собор продолжил свою работу. Было аннулировано постановление Констанцского собора о верховенстве вселенских соборов над папой (4.9.1439 буллой «Moyses vir Dei») и осуждён продолжавшийся собор в Базеле. Кроме того, на собор прибыли представители др. вост. церквей. В результате была заключена уния с Армянской (22.11.1439, буллой «Exultate Deo») и Коптской (4.2.1442, буллой «Cantate Domino») церквами. После перенесения собора в Рим была подписана также уния с Маронитской церковью (7.8.1445). 29.7.1445 начались заседания последней сессии Ф.-Ф. с. Точная дата прекращения собора неизвестна, поскольку не сохранилось никакого заключит. документа.
Уния с православной Церковью оказалась недолговечной и имела множество противников в среде греч. духовенства, возглавляемых Марком Эфесским. Имп. Иоанн VIII, хотя и подписал итоговый документ Ф.-Ф. с., не предпринимал активных действий для насаждения унии. Официально она провозглашена в Константинополе только 12.12.1452 Исидором Киевским, исполнявшим обязанности папского легата. 29.5.1453, после падения Константинополя, уния фактически прекратила своё существование.