Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЕРРА́РО-ФЛОРЕНТИ́ЙСКИЙ СОБО́Р

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 284-285

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. И. Аникьев

ФЕРРА́РО-ФЛОРЕНТИ́ЙСКИЙ СОБО́Р (8.1.1438 – 1445), со­бор пред­ста­ви­те­лей Рим­ско-ка­то­ли­че­ской и пра­во­слав­ных церк­вей. Про­во­дил­ся в Фер­ра­ре (8.1.1438–10.1.1439), Фло­рен­ции (26.2.1439–26.4.1442), Ри­ме (1442–45); в ка­то­лич. тра­ди­ции при­зна­ёт­ся XVII Все­лен­ским со­бо­ром. Пра­во­слав­ны­ми церк­ва­ми по­ста­нов­ле­ния Ф.-Ф. с. от­вер­га­ют­ся.

Со­зван как про­дол­же­ние Ба­зель­ско­го со­бо­ра бул­ла­ми па­пы Ев­ге­ния IV («Doc­tor gentium», 18.9.1437, и «Pridem ex justis», 30.12.1437). 1-я сес­сия бы­ла по­свя­ще­на под­твер­жде­нию ка­но­нич­но­сти са­мо­го Ф.-Ф. с. и осу­ж­де­нию со­бо­ра, про­дол­жав­ше­го за­се­дать в Ба­зе­ле. Ев­ге­ний IV при­был в Фер­ра­ру 24.1.1438. Осн. во­про­сы со­бо­ра – раз­но­гла­сия ме­ж­ду зап. и вост. церк­ва­ми и воз­мож­ность их един­ст­ва. В мар­те на со­бор при­бы­ла греч. де­ле­га­ция во гла­ве с имп. Ио­ан­ном VIII Па­лео­ло­гом и пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Ио­си­фом II (1416–39). В со­став де­ле­га­ции вхо­ди­ли 20 ми­тро­по­ли­тов, из ко­то­рых 3 дей­ст­во­ва­ли как пред­ста­ви­те­ли пат­ри­ар­хов Алек­сан­д­рии, Ан­ти­охии и Ри­ма. Со­дер­жа­ние при­быв­шей де­ле­га­ции (все­го ок. 700 чел.) бы­ло взя­то на се­бя Свя­тым Пре­сто­лом. Митр. Ки­ев­ский Иси­дор при­был на со­бор в авг. 1438. По прось­бе Ио­ан­на VIII, же­лав­ше­го пре­ж­де до­го­во­рить­ся с го­су­да­ря­ми За­па­да о во­ен. по­мо­щи Ви­зан­тии, дог­ма­тич. дис­кус­сии бы­ли от­ло­же­ны и на­ча­лись толь­ко в ию­не 1438 дис­кус­си­ей о чис­ти­ли­ще. С окт. 1438 Ф.-Ф. с. рас­смат­ри­вал во­прос о до­бав­ле­нии слов «fi­lioque» к Ни­кео-Кон­стан­ти­но­поль­ско­му сим­во­лу ве­ры.

Со­гла­сие ни по од­но­му из во­про­сов так и не бы­ло дос­тиг­ну­то, ко­гда па­па, ис­пы­ты­вав­ший де­неж­ные за­труд­не­ния, в янв. 1439 пред­ло­жил пе­ре­не­сти со­бор во Фло­рен­цию, где про­дол­жа­лись дис­пу­ты об ис­хо­ж­де­нии Св. Ду­ха, гл. дей­ст­вую­щи­ми ли­ца­ми ко­то­рых бы­ли Марк Эфес­ский с греч. сто­ро­ны и до­ми­ни­ка­нец Иоанн из Мон­те­нег­ро со сто­ро­ны ла­ти­нян. До конца мая 1439 дис­пу­ты не име­ли ус­пе­ха; греч. де­ле­га­ция на­ме­ре­ва­лась от­пра­вить­ся в об­рат­ную до­ро­гу. Ев­ге­ний IV вновь об­ра­тил­ся к Ф.-Ф. с. 27.5.1439, при­звав от­цов к ак­тив­ной ра­бо­те. Вслед за этим зап. сто­ро­на пред­ста­ви­ла крат­кое из­ло­же­ние сво­его уче­ния (cedula) по во­про­су ис­хо­ж­де­ния Св. Ду­ха. В нём, апел­ли­руя к не­об­хо­ди­мо­сти со­гла­со­ва­ния всех мне­ний свя­тых от­цов, ла­ти­ня­не пы­та­лись по­ка­зать, что ис­хо­ж­де­ние Св. Ду­ха «от От­ца и Сы­на» име­ет ме­сто в цер­ков­ном пре­да­нии. До­ку­мент был при­нят Ф.-Ф. с. 8.6.1439. За­тем по­сле­до­ва­ло при­ня­тие по­доб­ных cedulae о пер­вен­ст­ве рим. епи­ско­па, Ев­ха­ри­стии и чис­ти­ли­ще. Ито­гом ста­ла бул­ла Ев­ге­ния IV «Laetantur caeli» (6.7.1439), про­воз­гла­шав­шая един­ст­во двух церк­вей и под­пи­сан­ная имп. Ио­ан­ном VIII, 116 лат. и 32 греч. де­ле­га­та­ми. В тек­сте ут­вер­жда­лось, что ис­хо­ж­де­ние Св. Ду­ха «от От­ца и Сы­на» и «от От­ца че­рез Сы­на» рав­но­знач­ны. Ут­вер­жда­лось, что рим. епи­скоп, как на­след­ник св. Пет­ра, об­ла­да­ет пол­но­той вла­сти во все­лен­ской Церк­ви, а так­же ре­аль­ность чис­ти­ли­ща, рав­но­цен­ность ис­поль­зо­ва­ния квас­но­го хле­ба и оп­рес­но­ков в Ев­ха­ри­стии. Для Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви этот до­ку­мент об­ла­да­ет ста­ту­сом не­по­гре­ши­мо­сти.

По­сле от­бы­тия греч. де­ле­га­ции со­бор про­дол­жил свою ра­бо­ту. Бы­ло ан­ну­ли­ро­ва­но по­ста­нов­ле­ние Кон­станц­ско­го со­бо­ра о вер­хо­вен­ст­ве все­лен­ских со­бо­ров над па­пой (4.9.1439 бул­лой «Moyses vir Dei») и осу­ж­дён про­дол­жав­ший­ся со­бор в Ба­зе­ле. Кро­ме то­го, на со­бор при­бы­ли пред­ста­ви­те­ли др. вост. церк­вей. В ре­зуль­та­те бы­ла за­клю­че­на уния с Ар­мян­ской (22.11.1439, бул­лой «Exultate Deo») и Копт­ской (4.2.1442, бул­лой «Cantate Domino») церк­ва­ми. По­сле пе­ре­не­се­ния со­бо­ра в Рим бы­ла под­пи­са­на так­же уния с Ма­ро­нит­ской цер­ко­вью (7.8.1445). 29.7.1445 на­ча­лись за­се­да­ния по­след­ней сес­сии Ф.-Ф. с. Точ­ная да­та пре­кра­ще­ния со­бо­ра не­из­вест­на, по­сколь­ку не со­хра­ни­лось ни­ка­ко­го за­клю­чит. до­ку­мен­та.

Уния с пра­во­слав­ной Цер­ко­вью ока­за­лась не­дол­го­веч­ной и име­ла мно­же­ст­во про­тив­ни­ков в сре­де греч. ду­хо­вен­ст­ва, воз­глав­ляе­мых Мар­ком Эфес­ским. Имп. Ио­анн VIII, хо­тя и под­пи­сал ито­го­вый до­ку­мент Ф.-Ф. с., не пред­при­ни­мал ак­тив­ных дей­ст­вий для на­са­ж­де­ния унии. Офи­ци­аль­но она про­воз­гла­ше­на в Кон­стан­ти­но­по­ле толь­ко 12.12.1452 Иси­до­ром Ки­ев­ским, ис­пол­няв­шим обя­зан­но­сти пап­ско­го ле­га­та. 29.5.1453, по­сле па­де­ния Кон­стан­ти­но­по­ля, уния фак­ти­че­ски пре­кра­ти­ла своё су­ще­ст­во­ва­ние.

Лит.: Gill J. Personalities of the Council of Florence, and other essays. Oxf., 1964; idem. The Council of Florence. N. Y., 1982; Cazzo­la P. Concilio ecumenico di Ferrara-Firenze e la Russia // Studi e ricerche sull’Oriente cri­stiano. 1982. Vol. 5; Christian unity: The Co­un­cil of Ferrara-Florence, 1438/39–1989 / Ed. by G. Alberigo. Leuven, 1991.

Вернуться к началу