Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИСИДО́Р

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 716

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников

ИСИДО́Р (кон. 14 в. или нач. 15 в., Мо­нем­ва­сия, по др. дан­ным, Фес­са­ло­ни­ки – 1462 или 1463, по др. дан­ным, 1472, Рим), ми­тро­по­лит Ки­ев­ский и всея Ру­си (1437–41), цер­ков­ный дея­тель.

По про­ис­хо­ж­де­нию грек, по др. дан­ным, бол­га­рин. По­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в Кон­стан­ти­но­по­ле. Под­ви­зал­ся в мон. Ар­хи­стра­ти­га Ми­хаи­ла в Мо­нем­ва­сии (ны­не Гре­ция). В 1433–35 уча­ст­во­вал в по­соль­ст­ве ви­зант. имп. Ио­ан­на VIII Па­лео­ло­га на Ба­зель­ский со­бор, где об­су­ж­дал­ся во­прос о воз­мож­но­сти за­клю­че­ния цер­ков­ной унии и ор­га­ни­за­ции со­вме­ст­ной обо­ро­ны ви­зант. ру­бе­жей в свя­зи с тур. уг­ро­зой. Был игу­ме­ном мон. Св. Ди­мит­рия в Кон­стан­ти­но­по­ле; в 1437 пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Ио­си­фом II (1416–39) по­став­лен на рус. ми­тро­по­ли­чью ка­фед­ру. По при­ез­де в Мо­ск­ву (в апр. 1437) был не­при­яз­нен­но встре­чен вел. кн. мо­с­ков­ским Ва­си­ли­ем II Ва­силь­е­ви­чем Тём­ным, вы­дви­нув­шим на ми­тро­по­ли­чью ка­фед­ру сво­его став­лен­ни­ка – бу­ду­ще­го митр. Ио­ну, и рус. ду­хо­вен­ст­вом, од­на­ко су­мел убе­дить вел. кня­зя в не­об­хо­ди­мо­сти под­держ­ки унии для спа­се­ния Ви­зан­тии и греч. пра­во­сла­вия. По­лу­чив от Ва­си­лия II день­ги и сви­ту, в сент. 1437 вы­ехал на цер­ков­ный со­бор в Ита­лию. В авг. 1438 на­хо­дил­ся в Фер­ра­ре, где уча­ст­во­вал в за­се­да­ни­ях со­бо­ра, вёл пе­ре­го­во­ры с ка­то­лич. ду­хо­вен­ст­вом. В 1439 вме­сте с со­бо­ром про­дол­жил ра­бо­ту во Фло­рен­ции (см. Фер­ра­ро-Фло­рен­тий­ский со­бор). На со­бо­ре как пред­ста­ви­тель от рус. ми­тро­по­личь­ей ка­фед­ры, а так­же Ан­ти­охий­ской церк­ви был вы­бран от греч. сто­ро­ны для ве­де­ния пре­ний об унии на­ря­ду с Мар­ком Эфес­ским и Вис­са­рио­ном Ни­кей­ским. Ак­тив­но под­дер­жи­вал план при­ня­тия унии на ус­ло­ви­ях, пред­ло­жен­ных па­пой Рим­ским Ев­ге­ни­ем IV. На до­го­во­ре об унии (июль 1439) ос­та­вил за­пись: «Под­пи­суюсь с лю­бо­вью и одоб­ре­ни­ем». То­гда же по­лу­чил зва­ние апо­сто­ли­че­ско­го ле­га­та для цер­ков­ных про­вин­ций Лит­вы, Ли­во­нии, всей Ру­си и Га­ли­ции. В кон. 1439 был воз­ве­дён в кар­ди­нал-епи­ско­пы Сие­ны, от­пра­вил­ся в об­рат­ный путь на Русь; вес­ной 1441 при­был в Мо­ск­ву. Во вре­мя пер­во­го бо­го­слу­же­ния в Ус­пен­ском со­бо­ре Мо­с­ков­ско­го Крем­ля при­ка­зал не­сти пе­ред со­бой ка­то­лич. крест, пер­вым по­ми­нать на ли­тур­гии па­пу Рим­ско­го, а так­же ог­ла­сить акт об унии, при­ня­тый на Фер­ра­ро-Фло­рен­тий­ском со­бо­ре. По при­ка­зу Ва­си­лия II был аре­сто­ван и за­клю­чён в Чу­дов мон. в Крем­ле. Был осу­ж­дён на со­бо­ре ду­хо­вен­ст­ва Рус. церк­ви (1441), но не по­ка­ял­ся и от унии не от­рёк­ся. В сент. 1441 бе­жал в Тверь, за­тем че­рез Лит­ву в Ита­лию. От­прав­лен­ный па­пой Рим­ским Ни­ко­ла­ем V (1447–55) в Кон­стан­ти­но­поль для за­клю­че­ния «ду­хов­но­го ми­ра» ме­ж­ду гре­ко-пра­во­слав­ной и ка­то­лич. церк­ва­ми, И. стал сви­де­те­лем и уча­ст­ни­ком обо­ро­ны и па­де­ния го­ро­да в мае 1453; был взят в плен. Позд­нее вер­нул­ся в Рим, где в 1458 или 1459 был удо­сто­ен па­пой Рим­ским Пи­ем II (1458–64) но­ми­наль­но­го са­на пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го. Из­вес­тен как ав­тор по­сла­ния (на рус. яз.) в г. Холм (ны­не Хелм, Поль­ша) в за­щи­ту зе­мель­ных вла­де­ний пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка, ря­да пи­сем и до­не­се­ний в ад­рес Рим. ку­рии, в т. ч. о цер­ков­ной и гос. жиз­ни позд­не­па­лео­ло­гов­ской Ви­зан­тии, о па­де­нии Кон­стан­ти­но­по­ля; уча­ст­во­вал в пе­ре­пис­ке с круп­ней­ши­ми пред­ста­ви­те­ля­ми итал. Воз­ро­ж­де­ния.

Лит.: Пир­линг П. О. Рос­сия и пап­ский пре­стол. М., 1912. Кн. 1; Кар­та­шев А. В. Очер­ки по ис­то­рии рус­ской церк­ви. Па­риж, 1959. Т. 1; Рамм Б. Я. Пап­ст­во и Русь в X–XV вв. М.; Л., 1959; Фон­кич Б. Л. Гре­ко-рус­ские куль­тур­ные свя­зи в XV–XVII вв. М., 1977; Зно­ско К.  Ис­то­ри­че­ский очерк цер­ков­ной унии. М., 1993; Ма­ли­нин В. А. Русь и За­пад. Ка­лу­га, 2000.

Вернуться к началу