ВИССАРИО́Н НИКЕ́ЙСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИССАРИО́Н НИКЕ́ЙСКИЙ [2.1.1403(?), Трапезунд – 18.11.1472, Равенна], религ. деятель, писатель, гуманист, активный сторонник унии православной и католич. церквей.
В Трапезунде обучался под рук. митр. Досифея, который взял его с собой в Константинополь (1416), определив в обучение к известному визант. интеллектуалу Иоанну Хортазмену. В янв. 1423 был пострижен в монахи, приняв имя в честь вмч. Виссариона Египетского. В 1425 рукоположен во диаконы, ок. 1430 – во иереи, в 1436 стал игуменом столичного мон. Св. Василия. Будучи близок к придворным кругам, В. Н. активно участвовал в политич. жизни империи. В 1426–27 направлен с дипломатич. поручениями в Трапезунд; в 1434–1435 участвовал в подготовке собора по объединению церквей. С 1437 митр. Никейский, с 1438 проэдр (управляющий епископ) Сардской кафедры. На Ферраро-Флорентийском соборе В. Н., возглавлявший латинофильское крыло визант. делегации, играл одну из ключевых ролей и вёл ожесточённую полемику с митр. Эфесским свт. Марком Евгеником и др. противниками унии. Ферраро-Флорентийская уния, подписанная греч. стороной благодаря усилиям В. Н., не была принята в Византии. После возвращения на родину В. Н. был обвинён в измене православию; в 1440 был вынужден переселиться в Италию.
Пролатинская позиция В. Н. получила высокую оценку в Риме. Уже в дек. 1439 папа Евгений IV возвёл В. Н. в сан кардинала-пресвитера Римско-католич. церкви, в янв. 1440 – в сан кардинала ц. Двенадцати Апостолов, который был сохранён за ним и после его возведения в епископский сан. В 1440 В. Н. получил архиепископскую кафедру Фив «in partibus infidelium» («на землях неверных»). В 1446 был назначен визитатором, а затем кардиналом-протектором греч. монастырей Ордена св. Василия в Италии (Гроттаферрата) (см. Василиане). В 1447 получил в управление митрополичью кафедру Манфредонии (Сипонто). В марте 1449 был возведён в высшее кардинальское достоинство кардинала-епископа, в апреле того же года определён на кафедру Фраскати (античный Тускул), которую занимал почти 20 лет. С 1448–49 апостольский администратор лат. патриархата Иерусалима. Дважды (в 1455, 1471) рассматривался в качестве претендента в ходе выборов нового папы Римского. В 1456 стал архим. Фаросского мон. в Мессине; в 1458 получил в управление Памплонскую епископию в Испании и назначен протектором францисканцев.
После падения Визант. империи (1453) свою задачу видел в организации совместных действий европ. государств против турок. Эта деятельность успеха не принесла. В апр. 1463 получил титул лат. патриарха Константинополя, став преемником умершего кардинала Исидора (быв. митр. Киевского); от него же В. Н. унаследовал и должность декана Священной коллегии кардиналов, самую почётную после папы в католич. иерархии. С 1467 кардинал-камерленго коллегии кардиналов. Считая своим долгом продолжить дело Исидора по привлечению Рус. церкви к унии, В. Н. способствовал браку вел. кн. Ивана III Васильевича с Зоей Палеолог.
В филос. трудах отдавал предпочтение Платону. Особое место среди богословских и филос. работ В. Н. занимают 4 книги «Опровержения клеветы против Платона» («Ἔλεγχοι τῶν κατᾀ τοῦ Πλᾀτωνος βλασφημιῶν»; «In calumniatorem Platonis», 1458–69), в которых В. Н. выступает как сторонник платонизма. В. Н. считал, что некоторые идеи Платона предвосхитили христианское учение о Св. Троице, что его философия монотеистична, а учение о провидении, бессмертии души близко христианскому.
Богословские сочинения В. Н. носят преим. полемич. характер и посвящены в осн. защите лат. учения о Filioque. Особую роль в богословской полемике вокруг проблемы объединения церквей имела речь В. Н. на Ферраро-Флорентийском соборе в апр. 1439, содержащая осн. положения религ. и политич. уступок, на которые были готовы пойти латинофилы для заключения унии, признания примата папы Римского и воссоединения церквей.
В. Н. являлся одной из ключевых фигур гуманистич. жизни Италии. В Риме он основал и возглавил кружок «Академия», в который входили известные гуманисты: Поджо Браччолини, Лоренцо Валла, Флавио Бьондо, Франческо Филельфо, Бартолотео Платина. «Академия» В. Н. была местом собрания и дискуссии греч. и лат. богословов и гуманистов. Дом В. Н. в Риме стал центром «визант. эмиграции», особенно усилившейся после падения империи.
В. Н. был крупным коллекционером греч. манускриптов и собственноручно сделал неск. копий древних рукописей. Ему принадлежат также переводы на лат. яз. «Воспоминаний» Ксенофонта, «Метафизики» Аристотеля, «Метафизики» Теофраста, речей Демосфена. В 1468 В. Н. передал в дар Венеции своё самое большое в Европе частное собрание рукописей, состоявшее из 768 рукописных книг (из них 482 на греч. яз.), составившее основу будущей Б-ки Марчиана (Biblioteca Marciana).