Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИССАРИО́Н НИКЕ́ЙСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 387

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВИССАРИО́Н НИКЕ́ЙСКИЙ [2.1.1403(?), Тра­пе­зунд – 18.11.1472, Ра­вен­на], ре­лиг. дея­тель, пи­са­тель, гу­ма­нист, ак­тив­ный сто­рон­ник унии пра­во­слав­ной и ка­то­лич. церк­вей.

В Тра­пе­зун­де обу­чал­ся под рук. митр. До­си­фея, ко­то­рый взял его с со­бой в Кон­стан­ти­но­поль (1416), оп­ре­де­лив в обу­че­ние к из­вест­но­му ви­зант. ин­тел­лек­туа­лу Ио­ан­ну Хор­таз­ме­ну. В янв. 1423 был по­стри­жен в мо­на­хи, при­няв имя в честь вмч. Вис­са­рио­на Еги­пет­ско­го. В 1425 ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­ны, ок. 1430 – во ие­реи, в 1436 стал игу­ме­ном сто­лич­но­го мон. Св. Ва­си­лия. Бу­ду­чи бли­зок к при­двор­ным кру­гам, В. Н. ак­тив­но уча­ст­во­вал в по­ли­тич. жиз­ни им­пе­рии. В 1426–27 на­прав­лен с ди­пло­ма­тич. по­ру­че­ния­ми в Тра­пе­зунд; в 1434–1435 уча­ст­во­вал в под­го­тов­ке со­бо­ра по объ­е­ди­не­нию церк­вей. С 1437 митр. Ни­кей­ский, с 1438 про­эдр (управ­ляю­щий епи­скоп) Сард­ской ка­фед­ры. На Фер­ра­ро-Фло­рен­тий­ском со­бо­ре В. Н., воз­глав­ляв­ший ла­ти­но­филь­ское кры­ло ви­зант. де­ле­га­ции, иг­рал од­ну из клю­че­вых ро­лей и вёл ожес­то­чён­ную по­ле­ми­ку с митр. Эфес­ским свт. Мар­ком Ев­ге­ни­ком и др. про­тив­ни­ка­ми унии. Фер­ра­ро-Фло­рен­тий­ская уния, под­пи­сан­ная греч. сто­ро­ной бла­го­да­ря уси­ли­ям В. Н., не бы­ла при­ня­та в Ви­зан­тии. По­сле воз­вра­ще­ния на ро­ди­ну В. Н. был об­ви­нён в из­ме­не пра­во­сла­вию; в 1440 был вы­ну­ж­ден пе­ре­се­лить­ся в Ита­лию.

Про­ла­тин­ская по­зи­ция В. Н. по­лу­чи­ла вы­со­кую оцен­ку в Ри­ме. Уже в дек. 1439 па­па Ев­ге­ний IV воз­вёл В. Н. в сан кар­ди­на­ла-пре­сви­те­ра Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви, в янв. 1440 – в сан кар­ди­на­ла ц. Две­на­дца­ти Апо­сто­лов, ко­то­рый был со­хра­нён за ним и по­сле его воз­ве­де­ния в епи­скоп­ский сан. В 1440 В. Н. по­лу­чил ар­хи­епи­скоп­скую ка­фед­ру Фив «in partibus infidelium» («на зем­лях не­вер­ных»). В 1446 был на­зна­чен ви­зи­та­тором, а за­тем кар­ди­на­лом-про­тек­то­ром греч. мо­на­сты­рей Ор­де­на св. Ва­си­лия в Ита­лии (Грот­та­фер­ра­та) (см. Ва­си­ли­а­не). В 1447 по­лу­чил в управ­ле­ние ми­тро­по­ли­чью ка­фед­ру Ман­фре­до­нии (Си­пон­то). В мар­те 1449 был воз­ве­дён в выс­шее кар­ди­наль­ское дос­то­ин­ст­во кар­ди­на­ла-епи­ско­па, в ап­ре­ле то­го же го­да оп­ре­де­лён на ка­фед­ру Фра­ска­ти (ан­тич­ный Тус­кул), ко­то­рую за­ни­мал поч­ти 20 лет. С 1448–49 апо­столь­ский ад­ми­ни­ст­ра­тор лат. пат­ри­ар­ха­та Ие­ру­са­ли­ма. Два­ж­ды (в 1455, 1471) рас­смат­ри­вал­ся в ка­че­ст­ве пре­тен­ден­та в хо­де вы­бо­ров но­во­го па­пы Рим­ско­го. В 1456 стал ар­хим. Фа­рос­ско­го мон. в Мес­си­не; в 1458 по­лу­чил в управ­ле­ние Пам­п­лон­скую епи­ско­пию в Ис­па­нии и на­зна­чен про­тек­то­ром фран­ци­скан­цев.

По­сле па­де­ния Ви­зант. им­пе­рии (1453) свою за­да­чу ви­дел в ор­га­ни­за­ции со­вме­ст­ных дей­ст­вий ев­роп. го­су­дарств про­тив ту­рок. Эта дея­тель­ность ус­пе­ха не при­нес­ла. В апр. 1463 по­лу­чил ти­тул лат. пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­по­ля, став пре­ем­ни­ком умер­ше­го кар­ди­на­ла Иси­до­ра (быв. митр. Ки­ев­ско­го); от не­го же В. Н. унас­ле­до­вал и долж­ность де­ка­на Свя­щен­ной кол­ле­гии кар­ди­на­лов, са­мую по­чёт­ную по­сле па­пы в ка­то­лич. ие­рар­хии. С 1467 кар­ди­нал-ка­мер­лен­го кол­ле­гии кар­ди­на­лов. Счи­тая сво­им дол­гом про­дол­жить де­ло Иси­до­ра по при­вле­че­нию Рус. церк­ви к унии, В. Н. спо­соб­ст­во­вал бра­ку вел. кн. Ива­на III Ва­силь­е­ви­ча с Зо­ей Па­лео­лог.

В фи­лос. тру­дах от­да­вал пред­поч­те­ние Пла­то­ну. Осо­бое ме­сто сре­ди бо­го­слов­ских и фи­лос. ра­бот В. Н. за­ни­ма­ют 4 кни­ги «Оп­ро­вер­же­ния кле­ве­ты про­тив Пла­то­на» («Ἔλεγχοι τῶν κατᾀ τοῦ Πλᾀτωνος βλασφημιῶν»; «In calumnia­to­rem Platonis», 1458–69), в ко­то­рых В. Н. вы­сту­па­ет как сто­рон­ник пла­то­низ­ма. В. Н. счи­тал, что не­ко­то­рые идеи Пла­то­на пред­вос­хи­ти­ли хри­сти­ан­ское уче­ние о Св. Трои­це, что его фи­ло­со­фия мо­но­теи­стич­на, а уче­ние о про­ви­де­нии, бес­смер­тии ду­ши близ­ко хри­сти­ан­ско­му.

Бо­го­слов­ские со­чи­не­ния В. Н. но­сят пре­им. по­ле­мич. ха­рак­тер и по­свя­ще­ны в осн. за­щи­те лат. уче­ния о Filioque. Осо­бую роль в бо­го­слов­ской по­ле­ми­ке во­круг про­бле­мы объ­е­ди­не­ния церк­вей име­ла речь В. Н. на Фер­ра­ро-Фло­рен­тий­ском со­бо­ре в апр. 1439, со­дер­жа­щая осн. по­ло­же­ния ре­лиг. и по­ли­тич. ус­ту­пок, на ко­то­рые бы­ли го­то­вы пой­ти ла­ти­но­фи­лы для за­клю­че­ния унии, при­зна­ния при­ма­та па­пы Рим­ско­го и вос­со­еди­не­ния церк­вей.

В. Н. яв­лял­ся од­ной из клю­че­вых фи­гур гу­ма­ни­стич. жиз­ни Ита­лии. В Ри­ме он ос­но­вал и воз­гла­вил кру­жок «Ака­де­мия», в ко­то­рый вхо­ди­ли из­вест­ные гу­ма­ни­сты: Под­жо Брач­чо­ли­ни, Ло­рен­цо Вал­ла, Фла­вио Бьон­до, Фран­че­ско Фи­лель­фо, Бар­то­ло­тео Пла­ти­на. «Ака­де­мия» В. Н. бы­ла ме­стом со­б­ра­ния и дис­кус­сии греч. и лат. бо­го­сло­вов и гу­ма­ни­стов. Дом В. Н. в Ри­ме стал цен­тром «ви­зант. эмиг­ра­ции», осо­бен­но уси­лив­шей­ся по­сле па­де­ния им­пе­рии.

В. Н. был круп­ным кол­лек­цио­не­ром греч. ма­ну­ск­рип­тов и соб­ст­вен­но­руч­но сде­лал неск. ко­пий древ­них ру­ко­пи­сей. Ему при­над­ле­жат так­же пе­ре­во­ды на лат. яз. «Вос­по­ми­на­ний» Ксе­но­фон­та, «Ме­та­фи­зи­ки» Ари­сто­те­ля, «Ме­та­фи­зи­ки» Тео­фра­ста, ре­чей Де­мос­фе­на. В 1468 В. Н. пе­ре­дал в дар Ве­не­ции своё са­мое боль­шое в Ев­ро­пе ча­ст­ное со­б­ра­ние ру­ко­пи­сей, со­сто­яв­шее из 768 ру­ко­пис­ных книг (из них 482 на греч. яз.), со­ста­вив­шее ос­но­ву бу­ду­щей Б-ки Мар­чиа­на (Biblioteca Marciana).

Соч.: Migne PG. T. 161. Col. 137–744.

Лит.: Удаль­цо­ва З. В. Борь­ба ви­зан­тий­ских пар­тий на Фло­рен­тий­ском Со­бо­ре и роль Вис­са­рио­на Ни­кей­ско­го в за­клю­че­нии унии // Ви­зан­тий­ский вре­мен­ник. 1950. Т. 3; она же. Фи­ло­соф­ские тру­ды Вис­са­рио­на Ни­кей­ско­го и его гу­ма­ни­сти­че­ская дея­тель­ность в Ита­лии // Там же. 1973. Т. 35; она же. Жизнь и дея­тель­ность Вис­са­рио­на Ни­кей­ско­го // Там же. 1976. Т. 37; Мед­ве­дев И. П. Ви­зан­тий­ский гу­ма­низм XIV–XV вв. СПб., 1997.

Вернуться к началу