FILIО́QUE
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
FILIО́QUE (лат.; филиокве – «и от Сына»), дополнение к лат. тексту Никео-Константинопольского (слав. Никео-Цареградского) Символа веры, утверждающее исхождение Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына.
Представление о двойном исхождении (лат. processio) Св. Духа возникло в ряде зап. церквей в сер. 1-го тыс. н. э. в контексте полемики против арианства, не признававшего Бога Сына единосущным Богу Отцу, и адопцианства, согласно которому Христос, изначально просто человек, стал Богом через усыновление (лат. adoptio). Разл. выражения, допускающие толкование в смысле двойного исхождения Св. Духа, встречаются у мн. зап. христианских авторов с 4 в. (Илария Пиктавийского, Амвросия Медиоланского, блж. Августина, Виктриция Руанского, Павлина Ноланского и др.), а также в постановлениях поместных соборов исп. Церкви начиная с 3-го Толедского собора (589). В сер. 7 в. папа Римский Феодор I (642–649) в соборном послании высказал тезис о двойном исхождении Св. Духа, что привело к его конфликту с Константинопольской церковью. В кон. 8 – нач. 9 вв. Символ веры с F. был принят как официальный в гос-ве Каролингов, в т. ч. провозглашён на Фриульском (796/797) и Ахенском (809) соборах. В 808 в Иерусалиме произошёл конфликт между франкскими монахами, читавшими во время богослужения Символ веры с F., и греками из Лавры прп. Саввы и др. палестинских монастырей. Обе стороны обратились за разрешением спора к папе Римскому Льву III, который отказался утвердить добавление F. к Символу веры. Против F. резко выступал патриарх Константинопольский св. Фотий, по его инициативе Константинопольские соборы 867 и 879/880 осудили любые искажения Никео-Константинопольского Символа веры. В Рим. церкви F. было окончательно принято в нач. 11 в., после того как в 1014 папа Римский Бенедикт VIII (1012–24) по настоянию имп. Генриха II утвердил в составе чина мессы текст Символа веры с F. В сер. 11 в. спор о F. стал одной из осн. причин прекращения общения между церквами Востока и Запада (см. Разделение церквей). Принятие Символа веры с F. было условием ряда уний, заключённых папами Римскими с частью православного епископата на II Лионском соборе (1274, см. Лионские соборы) и Ферраро-Флорентийском соборе. В совр. богослужебной практике вост. католич. церквей (см. Униатство) допускается употребление Символа веры без F., однако учение о двойном исхождении Св. Духа остаётся одним из элементов католич. догматики. Со 2-й пол. 20 в. католич. богословие делает акцент на сближении F. и встречающегося в вост. богословии выражения об исхождении Св. Духа «от Отца через Сына» (что было предложено ещё на Ферраро-Флорентийском соборе). В эпоху Реформации большинство протестантских церквей Европы (см. Протестантизм) сохранили текст Символа веры с F. В 19–20 вв. вопрос о F. рассматривался на переговорах православных богословов с англиканами (см. Англиканская церковь) и старокатоликами.