Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

FILIО́QUE

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 340-341

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




FILIО́QUE (лат.; фи­ли­ок­ве – «и от Сы­на»), до­пол­не­ние к лат. тек­сту Ни­кео-Кон­стан­ти­но­поль­ско­го (слав. Ни­кео-Ца­ре­град­ско­го) Сим­во­ла ве­ры, ут­вер­ждаю­щее ис­хо­ж­де­ние Свя­то­го Ду­ха не толь­ко от Бо­га От­ца, но и от Бо­га Сы­на.

Пред­став­ле­ние о двой­ном ис­хо­ж­де­нии (лат. processio) Св. Ду­ха воз­ник­ло в ря­де зап. церк­вей в сер. 1-го тыс. н. э. в кон­тек­сте по­ле­ми­ки про­тив ари­ан­ст­ва, не при­зна­вав­ше­го Бо­га Сы­на еди­но­сущ­ным Бо­гу От­цу, и адоп­ци­ан­ст­ва, со­глас­но ко­то­ро­му Хри­стос, из­на­чаль­но про­сто че­ло­век, стал Бо­гом че­рез усы­нов­ле­ние (лат. adoptio). Разл. вы­ра­же­ния, до­пус­каю­щие тол­ко­ва­ние в смыс­ле двой­но­го ис­хо­ж­де­ния Св. Ду­ха, встре­ча­ют­ся у мн. зап. хри­сти­ан­ских ав­то­ров с 4 в. (Ила­рия Пик­та­вий­ско­го, Ам­вро­сия Ме­дио­лан­ско­го, блж. Ав­гу­сти­на, Вик­три­ция Ру­ан­ско­го, Пав­ли­на Но­лан­ско­го и др.), а так­же в по­ста­нов­ле­ни­ях по­ме­ст­ных со­бо­ров исп. Церк­ви на­чи­ная с 3-го То­лед­ско­го со­бо­ра (589). В сер. 7 в. па­па Рим­ский Фео­дор I (642–649) в со­бор­ном по­сла­нии вы­ска­зал те­зис о двой­ном ис­хо­ж­де­нии Св. Ду­ха, что при­ве­ло к его кон­флик­ту с Кон­стан­ти­но­поль­ской цер­ко­вью. В кон. 8 – нач. 9 вв. Сим­вол ве­ры с F. был при­нят как офи­ци­аль­ный в гос-ве Ка­ро­лин­гов, в т. ч. про­воз­гла­шён на Фри­уль­ском (796/797) и Ахен­ском (809) со­бо­рах. В 808 в Ие­ру­са­ли­ме про­изо­шёл кон­фликт ме­ж­ду франк­ски­ми мо­на­ха­ми, чи­тав­ши­ми во вре­мя бо­го­слу­же­ния Сим­вол ве­ры с F., и гре­ка­ми из Лав­ры прп. Сав­вы и др. па­ле­стин­ских мо­на­сты­рей. Обе сто­ро­ны об­ра­ти­лись за раз­ре­ше­ни­ем спо­ра к па­пе Рим­ско­му Льву III, ко­то­рый от­ка­зал­ся ут­вер­дить до­бав­ле­ние F. к Сим­во­лу ве­ры. Про­тив F. рез­ко вы­сту­пал пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский св. Фо­тий, по его ини­циа­ти­ве Кон­стан­ти­но­поль­ские со­бо­ры 867 и 879/880 осу­ди­ли лю­бые ис­ка­же­ния Ни­кео-Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Сим­во­ла ве­ры. В Рим. церк­ви F. бы­ло окон­ча­тель­но при­ня­то в нач. 11 в., по­сле то­го как в 1014 па­па Рим­ский Бе­не­дикт VIII (1012–24) по на­стоя­нию имп. Ген­ри­ха II ут­вер­дил в со­ста­ве чи­на мес­сы текст Сим­во­ла ве­ры с F. В сер. 11 в. спор о F. стал од­ной из осн. при­чин пре­кра­ще­ния об­ще­ния ме­ж­ду церк­ва­ми Вос­то­ка и За­па­да (см. Раз­де­ле­ние церк­вей). При­ня­тие Сим­во­ла ве­ры с F. бы­ло ус­ло­ви­ем ря­да уний, за­клю­чён­ных па­па­ми Рим­ски­ми с ча­стью пра­во­слав­но­го епи­ско­па­та на II Ли­он­ском со­бо­ре (1274, см. Ли­он­ские со­бо­ры) и Фер­ра­ро-Фло­рен­тий­ском со­бо­ре. В совр. бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ке вост. ка­то­лич. церк­вей (см. Уни­ат­ст­во) до­пус­ка­ет­ся упо­треб­ле­ние Сим­во­ла ве­ры без F., од­на­ко уче­ние о двой­ном ис­хо­ж­де­нии Св. Ду­ха ос­та­ёт­ся од­ним из эле­мен­тов ка­то­лич. дог­ма­ти­ки. Со 2-й пол. 20 в. ка­то­лич. бо­го­сло­вие де­ла­ет ак­цент на сбли­же­нии F. и встре­чаю­ще­го­ся в вост. бо­го­сло­вии вы­ра­же­ния об ис­хо­ж­де­нии Св. Ду­ха «от От­ца че­рез Сы­на» (что бы­ло пред­ло­же­но ещё на Фер­ра­ро-Фло­рен­тий­ском со­бо­ре). В эпо­ху Ре­фор­ма­ции боль­шин­ст­во про­тес­тант­ских церк­вей Ев­ро­пы (см. Про­тес­тан­тизм) со­хра­ни­ли текст Сим­во­ла ве­ры с F. В 19–20 вв. во­прос о F. рас­смат­ри­вал­ся на пе­ре­го­во­рах пра­во­слав­ных бо­го­сло­вов с анг­ли­ка­на­ми (см. Анг­ли­кан­ская цер­ковь) и ста­ро­ка­то­ли­ка­ми.

Лит.: Бо­ло­тов В. В. К во­про­су о Filioque. СПб., 1914; Мей­ен­дорф И. У ис­то­ков спо­ра о Filioque // Пра­во­слав­ная мысль. 1953. № 9; Лар­ше Ж.-К. Пре­по­доб­ный Мак­сим Ис­по­вед­ник – по­сред­ник ме­ж­ду Вос­то­ком и За­па­дом. М., 2004; Кал­лист (Уэр), еп. Пра­во­слав­ная Цер­ковь. М., 2012.

Вернуться к началу